Ноябрь
МАТЕРИАЛ
для членов информационно-пропагандистских групп
(ноябрь 2024 г.)
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:
БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС
Материал подготовлен
Академией управления при Президенте Республики Беларусь
на основе информации
Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь,
информационного агентства «БелТА»,
издательского дома «СБ. Беларусь сегодня»
Слайд 1. Тема ЕДИ
Выборы являются неотъемлемым атрибутом современной государственности. Это политический инструмент, благодаря которому граждане наделяют властными полномочиями тех, кому доверяют и в ком видят своего лидера, способного обеспечить мир, развитие и благополучие.
5 ноября 2024 г. на совещании по вопросам проведения выборов 2025 года Глава государства А.Г.Лукашенко назвал главный приоритет избирательной кампании: «Задача наша – провести ее на высоком уровне. Организационном прежде всего. Как я говорю, сделать, хоть мы и для своего народа это проводим, но сделать так, чтобы комар носа не подточил. Но при этом помнить: мы проводим в Беларуси предвыборную кампанию для своего народа и интересы наших людей должны быть поставлены во главу угла. А не так, как кто-то хочет там за границей».
Слайд 2.
Выборы-2025: коротко о главном
Свое будущее белорусы определят 26 января 2025 г. Именно на этот день Палатой представителей Национального собрания назначены выборы Президента Республики Беларусь.
Слайд 3.
Дата обусловлена рядом причин.
Во-первых, она соответствует срокам, определенным Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Во-вторых, исходя из положительной практики организации референдума 2022 года и единого дня голосования 2024 года, очевидно, что проведение выборов в весенне-летнее время было бы осложнено посевной кампанией, отпускной порой и вступительными экзаменами в учреждения образования, где, как правило, располагаются избирательные участки для голосования.
В-третьих, минимальный временной разрыв между единым днем голосования и президентской кампанией позволит наиболее рационально использовать наработанный потенциал – человеческие, организационно-технические, финансовые, информационные ресурсы.
В-четвертых, президентские выборы предваряют окончание предыдущей и начало следующей пятилетки. Подводить итоги и определять дальнейший стратегический курс развития страны, основные направления внутренней и внешней политики, логично, должен вновь избранный Глава государства.
Слайд 4.
Выборы-2025 завершат цикл политической модернизации, начатый референдумом 27 февраля 2022 г. Система институтов власти примет окончательную форму, прописанную в новой редакции Конституции Республики Беларусь.
Справочно:
Согласно календарному плану организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Беларусь, образованы 153 территориальных комиссий, не позднее 26 декабря 2024 г. будут созданы более 5 тыс. участковых комиссий.Участки для голосования будут образованы не позднее 11 декабря 2024 г.
В Беларуси выдвижение кандидатов в Президенты происходит одним способом – путем сбора подписей граждан. Эту функцию взяли на себя инициативные группы по сбору подписей для выдвижения кандидатов в Президенты. Всего Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 7 таких инициативных групп.
Справочно:
Требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Республики Беларусь:
гражданин Республики Беларусь по рождению;
не моложе 40 лет;
обладает избирательным правом и проживает в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами;
не имеет и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего права на льготы и другие преимущества.
Слайд 5.
Сбор подписей продлится с 7 ноября по 6 декабря 2024 г. Инициативная группа должна собрать в поддержку своего кандидата не менее 100 тыс. подписей.
В период с 22 по 31 декабря 2024 г. пройдет регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь.
С 1 по 25 января 2025 г.будет проводиться предвыборная агитация, самый активный и ответственный этап избирательной кампании. В день голосования, 26 января, агитация запрещена законодательством.
Досрочное голосование на выборах Президента Беларуси начнется 21 января 2025 г. и будет продолжаться в течении пяти дней.
Итоги выборов Президента Республики Беларусь будут установлены Центральной избирательной комиссией не позднее 5 февраля 2025 г. В случае необходимости (не позднее 9 февраля 2025 г.) будет проведен второй тур голосования.
Слайд 6.
В целях информирования граждан о ходе подготовки и проведения выборов постановления Центральной избирательной комиссии будут размещаться на ее официальном сайте.
Создание избирательных участков за рубежом на президентских выборах не предусмотрено.
Для не имеющих регистрации граждан из-за рубежа, которые сочтут необходимым приехать и проголосовать, будет организован участок в г.Минске.
Институт президентства: от достижений прошлого к успехам будущего
Институт президентства в нашей стране имеет судьбоносное значение. Все достижения суверенной Республики Беларусь за последние десятилетия неразрывно связаны с именем национального лидера – Александра Григорьевича Лукашенко.
Слайд 7.
Причина проста – наш Президент глубоко воспринимает избрание белорусским народом как свою жизненную миссию. Это его черта, и она выгодно отличает его от других политических деятелей. Именно восприятие президентства как служение народу является тем ключом, который позволяет добиваться успехов.
Слайд 8.
В Беларуси построено суверенное и независимое государство для народа. Сформирована собственная, уникальная модель народовластия. Беларусь является страной с низким уровнем социального расслоения населения по доходам. Именно такой, по убеждению Главы государства, и должна быть цивилизованная высокоразвитая страна.
Президент, говоря о достижениях суверенной Беларуси в своем выступлении на заседании седьмого Всебелорусского народного собрания, подчеркнул, что «белорусы никогда еще так хорошо не жили, как сейчас».
Чем может гордиться суверенная и независимая Республика Беларусь?
Слайд 9.
Наша страна самостоятельно обеспечивает себя во всех стратегически важных сферах жизни. Под руководством Главы государства удалось не только сохранить и модернизировать наши промышленные гиганты (МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, БМЗ и многие другие), но и создать совершенно новые, высокотехнологичные предприятия (Белорусская атомная электростанция, Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», завод «БЕЛДЖИ», Белорусская национальная биотехнологическая корпорация и другие знаковые объекты). Это означает, что созданы сотни тысяч рабочих мест, обеспечены экономическая независимость страны и ее политический суверенитет.
На долю Беларуси приходится около 80% производимых в СНГ тракторов, около 50% химических волокон и нитей, пятая часть холодильников и морозильников.
Слайд 10.
По производству большегрузных автомобилей страна занимает одно из ведущих мест в мире. Промышленный комплекс формирует почти треть ВВП страны и 80% экспорта товаров.
Слайд 11.
Беларусь – космическая держава. Значимым этапом по углублению и расширению сотрудничества Беларуси с коллегами в клубе космических державстал полет на российский сегмент Международной космической станции белорусского космонавта М.В.Василевской.
На орбите – четыре белорусских спутника. Ведь сегодня космическими технологиями в повседневности пользуется почти каждый из нас. Интернет, телевидение, мобильная связь, навигация, прогноз погоды и многие другие задачи цивилизации обеспечиваются благодаря им. И это не предел, есть четкое видение развития перспективных проектов, к реализации которых мы уже приступили.
Уровень белорусских специалистов в области IT технологий и искусственного интеллекта известен во всем мире и не нуждается в дополнительной рекламе.
Такие традиционные для нашей страны отрасли как микроэлектроника, приборостроение, станкостроение в последние годы получили второе дыхание и развиваются ускоренными темпами.
В Беларуси не стали следовать «рекомендациям» МВФ по сокращению господдержки сельхозпредприятий. Благодаря дальновидной политике Главы государства с его опытом хозяйствования «от земли» и трудолюбию белорусов сегодня мы не только сами себя обеспечиваем продовольствием (причем за счет собственного производства), но и вошли в пятерку крупнейших экспортеров в Европе.
Повышенное внимание уделяется развитию регионов. В части реализации инвестиционных проектов «Один район – один проект» почти у половины всех районов будут реализованы по два проекта, у каждого десятого района – по три, а в Дзержинском районе Минской области одномоментно будут осуществляться 5 проектов.
В Год качества, благодаря осуществлению 180 проектов, в стране было создано более 9 тыс. рабочих мест.
Вниманию выступающих: привести примеры наиболее крупных проектов, реализуемых в регионе.
Сегодня в Беларуси строятся дома и больницы, новые станции метрополитена, вводятся физкультурные комплексы, прилавки магазинов ломятся от изобилия товаров. Наша пищевая и легкая промышленность известна на весь мир.
Неизменным национальным брендом Беларуси остается социальное государство, которое проявляет заботу о гражданах, активно развивая здравоохранение и социальную сферу, оказывая помощь малообеспеченным слоям населения.
Справочно:
За последние три года введено в эксплуатацию 12 803,6 тыс. кв. м, из которых 3 774,3 тыс. кв. м – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; 601,7 тыс. кв. м – арендного жилья.
Слайд 12.
На особом контроле у Президента Республики Беларусь находится сфера здравоохранения. К слову, обеспечены всем необходимым межрайонные центры, в которых диагностика и лечение проводятся не хуже, чем в столичных клиниках. Такие центры созданы в 12 городах Беларуси с численностью населения более 80 тыс. человек (в Брестской области – г.Барановичи, г.Пинск; Витебской – г.Новополоцк, г.Орша; Гомельской – г.Мозырь; Гродненской – г.Волковыск, г.Лида, г.Островец; Минской – г.Борисов, г.Молодечно, г.Солигорск; Могилевской – г.Бобруйск).
О качестве белорусской медицины говорит и тот факт, что отечественная система здравоохранения прошла хорошую «закалку» в период пандемии. На фоне других государств Беларусь более чем достойно прошла это испытание и на практике подтвердила состоятельность нашей системы здравоохранения.
Сохранение и приумножение культурно-исторического наследия – еще одно из направлений гордости белорусов.
«Ни один народ в мире не может быть по-настоящему независимым, не обладая богатым культурным наследием и не имея крепкой духовной основы», – убежден Глава государства (из выступления 3 июля 2023 г. на торжественной церемонии награждения работников культуры и гала-концерте мастеров искусств).
С момента избрания А.Г.Лукашенко на должность Президента ключевым элементом внутренней политики является бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией.
Ярким подтверждением слов Президента Республики Беларусь о том, что «неприкасаемых в стране нет», если речь идет о коррупции, являются факты привлечения к уголовной ответственности должностных лиц независимо от их статуса.
Независимая Беларусь последовательно демонстрирует внешнюю миролюбивую политику. Растет международный авторитет республики. Об этом убедительно свидетельствует участие Президента Беларуси в саммите БРИКС, а также прошедшая 31 октября – 1 ноября 2024 г. II Минская международная конференция по евразийской безопасности.
К слову, недавно опубликован рейтинг стран мира по достижению Целей устойчивого развития (искоренение нищеты, решение экологических, социальных проблем). Беларусь заняла 30-е место, обойдя все страны СНГ, а также США.
Слайд 13.
Суверенитет любого государства в значительной степени зависит от способности руководителя страны проводить эффективную политику в сфере национальной безопасности. Нынешним поколениям белорусов посчастливилось родиться и жить под мирным небом. И в этом тоже заслуга сильного Президента.
Слайд 14.
Семь причин прийти на избирательные участки и отдать свой голос за будущее Беларуси
Во время интервью российской журналистке О.Скабеевой на полях саммита БРИКС в г.Казани 24 октября А.Г.Лукашенко заявил о своем решении баллотироваться на пост президента в 2025 году: «Да, Оля, пойду… Если сторонники мои скажут, что это надо, а они, конечно же, скажут…».
Цитата мгновенно пошла в народ и буквально в течении нескольких дней по всей стране прошли флешмобы по инициативе граждан под условным названием «Надо!».
Президент услышал просьбу. Во время доклада об эффективности работы агропромышленного комплекса 29 октября 2024 г. А.Г.Лукашенко озвучил главную задачу и обещание белорусскому народу в предвыборный период: «Надо будет прыгать выше!... Идя к людям сегодня с экзаменом (они у нас примут экзамен за пятилетку), мы должны сказать, что мы сделаем. Конкретно. Вот и вся политика».
Слайд 15.
Теперь черед за белорусами. Почему важно прийти и отдать свой голос на выборах Президента Республики Беларусь:
- Народ является источником власти в нашей стране. Полноценно формировать органы власти можно лишь при условии участия в выборах;
- Президент является гарантом соблюдения наших прав и свобод. Он – верховный арбитр в разрешении любых ситуаций в различных видах деятельности. Для каждого важно, кто является Президентом;
- Выборы – это возможность повлиять на принятие важных государственных решений. Они в первую очередь зависят от Президента как Главы государства. В ходе выборов государственная власть сдает экзамен народу за выполнение программы, выдвинутой на предыдущих выборах;
- Президентская избирательная кампания – это разработка планов развития страны на следующие пять лет. Голосуя, мы выражаем свое отношение к будущему нашей страны;
- Президент обеспечивает безопасность, независимость и суверенитет Беларуси. Если хотим сохранить мир, важно прийти и проголосовать. Государство сильно единством общества. Выборы – это проявление солидарности граждан. Чем более сплоченным является общество, тем более оно защищено от внутренних и внешних вызовов, тем более стабильным является его развитие;
- Государство – это сообщество граждан, проявление самостоятельности белорусского народа. Голосуя, мы подтверждаем свою принадлежность к нации;
- Патриотизм – не просто чувство любви к Родине, а деятельная активность человека, направленная на улучшение жизни в своей стране. Голосование – акт проявления подлинного патриотизма.
Ставя «галочку» в бюллетене, вы пишете свою историю, понимая, что голосуете не только за конкретного человека, но и за свое будущее.
****
На седьмом Всебелорусском народном собрании белорусы обозначили: «Время выбрало нас». И мы должны пройти этот путь достойно. Наш народ сделает свой выбор и решит, с кем Беларусь пойдет дальше по пути развития и созидания, сохранив мир на родной земле и не дав втянуть себя в военное противостояние.
Сегодня Беларусь готова ответить на любые провокации. В интервью на полях саммита БРИКС 24 октября 2024 г. белорусский лидер выразил уверенность, что «могут быть какие-то инсинуации, провокации и так далее. Но вот этого (прим. – как в 2020 году) больше не будет. Мы этого не допустим, потому что мы знаем, кто это делает… Я как Президент вынужден был ее защищать, и я ее защищал. И мы ее защитили».
Наша задача – продемонстрировать сплоченность белорусского общества, верность нашим политическим традициям. Поэтому мы все должны понимать, что сегодня выбираем не просто Главу государства, а мирное развитие нашей Беларуси.
Слайд 16.
МАТЕРИАЛЫ
для членов информационно-пропагандистских групп
Минской области (ноябрь 2024 г.)
О демографической ситуации в Минской области и реализации
в 2024 году Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы
Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Меры демографической политики
экономические
(оплачиваемые отпуска, листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком; пособия при рождении ребенка; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы – для повышения рождаемости и т.д.);
административно-правовые
(законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношения к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин и т.д.);
воспитательные, пропагандистские
(формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения; определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям; политика планирования семьи; половое образование молодежи и т.д.)
Уровни демографической политики
межгосударственный
региональный
семейный.
Основной формой реализации Закона Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» являются государственные программы в области обеспечения демографической безопасности.
В настоящее время реализуется Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021 – 2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2021 № 28.
Основная цель Государственных программ – стабилизация численности населения.
Основные угрозы национальной безопасности
- депопуляция (снижение численности населения);
- снижение темпов рождаемости;
- общее старение нации;
- ухудшение других показателей демографии и здоровья нации.
- Целью Государственной программы является создание условий для улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, повышения качества и доступности услуг системы здравоохранения.
Государственная программа включает следующие подпрограммы: подпрограмма 1 «Семья и детство»;
подпрограмма 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний»;
подпрограмма 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья»;
подпрограмма 4 «Противодействие распространению туберкулеза»;
подпрограмма 5 «Профилактика ВИЧ-инфекции»;
подпрограмма 6 «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь».
Семейная политика в Республике Беларусь реализуется посредством:
- выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
- предоставления семейного капитала многодетным семьям;
- предоставления государственной поддержки многодетным семьям при строительстве (реконструкции) жилья;
- осуществления социального обслуживания семей с детьми;
- предоставления гарантий и льгот в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства;
- поощрения труда материнства государственной наградой – орденом Матери
Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка
Успешно осваиваются современные технологии выхаживания глубоко недоношенных детей.
*Осуществляется предабортное психологическое консультирование.
*Проводится пренатальный скрининг врожденных пороков развития и наследственных заболеваний плода.
*Функционируют 8 межрайонных центров раннего вмешательства.
*Внедрены новые формы и методы работы по профилактике детского травматизма на базе 4-х модельных центров по обучению родителей основам безопасной жизнедеятельности детей.
К 2024/2025 учебному году выплата единовременной материальной помощи на 01.09.2024 произведена 20 356 многодетным семьям на 41 548 школьников на сумму 5406,0 тыс. рублей.
Единовременную выплату при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости за 9 месяцев 2024 года получили 72 семьи на 144 ребенка.
Семейный капитал назначен 23 500 многодетным семьям.
Ежегодно проводится работа по обеспечению противопожарной безопасности домовладений (квартир) многодетных семей. За 9 месяцев года израсходовано 247,3 тыс. рублей.
Подпрограмма 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний»
Мероприятия подпрограммы направлены на:
ü формирование приверженности к здоровому образу жизни
ü профилактику неинфекционных заболеваний
ü улучшение доступности первичной медицинской помощи
ü снижение преждевременной смертности и стабилизацию инвалидности населения, наступивших по причине неинфекционных заболеваний
По итогам 9 месяцев 2024 года в проект «Здоровые города и поселки» вовлечено 81 населенный пункт
В рамках проекта «Школа здоровья» 403 учреждений общего среднего образования Минской области подтвердили свое соответствие реализуемому проекту или его критериям
Организация работы передвижных фельдшерско-акушерских пунктов.
Преимущество передвижных фельдшерско-акушерских пунктов: альтернатива стационарному фельдшерско-акушерскому пункту, мобильность (полностью автономен, может использоваться в любом месте и в любое время).
Создание межрайонных центров специализированной медицинской помощи в г. Борисове, г. Молодечно и г. Солигорске все центры обеспечены аппаратами КТ, МРТ, ангиографическими комплексами.
ПОДПРОГРАММА 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья».
Уровень потребления алкоголя на душу населения (литров)
за 9 месяцев 2024 составил 7,4 литра на душу населения.
ПОДПРОГРАММА 4 «Противодействие распространению туберкулеза».
ПОДПРОГРАММА 5 «Профилактика ВИЧ-инфекции. В результате реализации подпрограммы:
увеличилось количество лиц, протестированных на наличие ВИЧ;
поддерживается на высоком уровне процент беременных ВИЧ-инфицированных женщин и рожденных ими детей, получивших препараты для медикаментозной профилактики вертикального пути передачи ВИЧ;
100% детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, обеспечиваются бесплатными адаптированными молочными смесями для заместительного вскармливания на первом году жизни.
ПОДПРОГРАММА 6 «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь»
В рамках реализации подпрограммы 6 «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь» проводятся мероприятия по оказанию медицинской помощи населению, укреплению материально-технической базы, информатизации организаций здравоохранения, внедрению электронной карты пациента, развивается телемедицина.
МАТЕРИАЛЫ
для членов информационно-пропагандистских групп
Минской области (ноябрь 2024 г.)
Кибербезопасность и профилактика киберпреступности
и мошенничеств, совершаемых с использованием
информационно-коммуникационных технологий
Стремительное развитие цифровых технологий, переход к безналичным расчетам, размещение в глобальной компьютерной сети Интернет персональных данных при достаточно низкой цифровой грамотности граждан, сопряженной с беспечным отношением к защите собственной информации, стали следствием увеличения количества регистрируемых киберпреступлений.
Злоумышленники активно используют в своей деятельности новейшие достижения науки и техники, применяют всевозможные компьютерные устройства и новые информационные технологии для совершения и сокрытия преступлений.
По итогам десяти месяцев 2024 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (далее – АППГ), количество зарегистрированных киберпреступлений на территории Минской области увеличилось на 21,9 % (с 1603 до 1954), что является каждым пятым (20,3 %) уголовным делом на Минщине. Число тяжких киберпреступлений возросло в 0,8 раз (с 125 до 228, или на 82,4 %).
Вместе с тем, на фоне роста зарегистрированных киберпреступлений, уровень раскрываемости увеличился с 17,7 % до 19,1 %.
Необходимо отметить, что если в предыдущие периоды большинство киберпреступлений, относились к хищениям имущества путем модификации компьютерной информации (ст. 212 Уголовного кодекса), то в текущем году в связи с отнесением к компетенции подразделений по противодействию киберпреступности (далее – ПК) мошенничеств и вымогательств, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, тенденция изменилась.
Так, в январе-октябре 2024 года совершено 1123 мошенничеств (ст. 209 Уголовного кодекса) (АППГ – 78), или 57,5 %, от общего числа зарегистрированных киберпреступлений.
Структурный анализ совершенных в текущем году мошенничеств свидетельствует о явном преобладании таких способов завладения деньгами потерпевших, как:
1. Продажа несуществующего товара, на различных Интернет-ресурсах.
Очень часто жертвами мошенников становятся пользователи сети Интернет, желающие приобрести различные товары в социальной сети Instagram– 483 преступления, или 43 %. Продавцы, как правило, просят предоплату за товар, однако такие истории заканчиваются одним – граждане перечисляют предоплату, а в дальнейшем связь с продавцом теряется, не получив долгожданный товар.
Для примера можно рассмотреть следующие мошеннические учетные записи: easy_step_by, original_brand.by, edelweis.resort, fox.store.by, EUROSHINA_BY, @airmac_by, flowerslovers.by, _belbet_off, happysale.by.
2. Обман граждан под предлогом вложения средств в криптовалюту либо сделок с ней на несуществующих биржах и иного заработка в сети Интернет 135 преступлений, или 12 %.
Несуществующие инвестиционные проекты и мошеннические биржи — это обманные схемы, в которых инвесторам предлагается вложить средства в вымышленные или несуществующие бизнес-проекты, или финансовые инструменты с обещаниями высокой прибыли, которая на самом деле не может быть достигнута.
Мошеннические биржи, предлагающие несуществующие инвестиционные проекты, обычно используют различные хитрости и тактики, чтобы привлечь потенциальных инвесторов. Вот несколько типичных характеристик таких мошеннических схем:
1. Обещания высокой доходности при минимальных рисках: Мошеннические биржи обычно привлекают внимание инвесторов, обещая очень высокие доходы при минимальном или даже отсутствующем риске. Это является привлекательным для людей, желающих получить быструю и легкую прибыль, однако на самом деле такие обещания часто оказываются ложными.
2. Неясные условия инвестирования и вывода средств: Мошеннические биржи часто предлагают инвесторам неясные и запутанные условия инвестирования и вывода средств. Это может включать в себя скрытые комиссии, высокие пороги для вывода средств или даже отсутствие возможности вывода вложенных денег вовсе.
3. Использование лживой информации и фальшивых отзывов: Для привлечения новых клиентов мошеннические биржи часто создают ложные отзывы, поддельные рекомендации и искаженные данные о своей деятельности. Это создает иллюзию успешной и надежной компании, призванной убедить инвесторов вложить свои деньги.
Для примера можно рассмотреть следующие мошеннические виды мошеннических проектов:
1. Пирамиды.
Пирамидные схемы являются одними из самых распространенных форм финансового мошенничества. Они предлагают инвесторам «легкую» прибыль за счет привлечения новых участников. Основная идея заключается в том, что старшие участники выигрывают за счет взносов новичков. Такие схемы неустойчивы и, когда приток новых участников замедляется, они обречены на крах, оставляя большинство участников без вложенных средств.
2. Фейковые криптопроекты.
В связи с возросшим интересом к криптовалютам, мошенники также начали использовать криптопространство для своих незаконных целей. Они предлагают ложные криптовалютные проекты с обещаниями быстрой и легкой прибыли. Однако за ними стоят скрытые мотивы и планы, которые могут привести к убыткам для инвесторов. К примеру таких проектов, можно привести пример «https://tradestrike.net/», с помощью которого мошенники ввели в заблуждение жителя г. Молодечено и завладели 160009 белорусскими рублями.
- Звонки мошенников в месенджерах (Viber, Telegram, WhatsApp) под видом сотрудников правоохранительных органов либо специалистов банковских и иных учреждений, вынуждающих потерпевших под различными предлогами получать кредиты и переводить денежные средства либо сбережения на подконтрольные злоумышленниками счета – 517, или 46 %.
В текущем году наиболее актуальная схема – побуждение открыть кредит. Злоумышленники сообщают жертве о том, что якобы кто-то посторонний пытается открыть кредит на ее имя, поэтому для деактивации таких действий необходимо самостоятельно обратиться в банк и открыть кредит, и в дальнейшем перевести денежные средства на сберегательные счета. Как правило после перевода денежных средств связь с злоумышленников прекращается.
Наряду с этим в отчетном периоде зарегистрировано: 54 вымогательства (ст. 208 УК), 10 заведомо ложных сообщений об опасности (ст. 340 УК), 70 фактов незаконного оборота средств платежа и (или) инструментов (ст. 222 УК), 621 хищение имущества путем модификации компьютерной информации (ст. 212 УК) и 76 преступлений против компьютерной безопасности (глава 31 УК).
Основными способами совершения хищений имущества путем модификации компьютерной информации (ст. 212 Уголовного кодекса), являются:
1. Также звонки мошенников в мессенджерах под видом сотрудников правоохранительных органов либо специалистов банковских и иных учреждений, в ходе которых злоумышленники получают доступ к банковским реквизитам граждан (56,4 %).
Такой способ называется «Вишинг» – это один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии (социальная инженерия – это совокупность способов психологического воздействия на поведение человека с целью получения выгоды), который заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную коммуникацию и играя определенную роль, под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию, или побуждают, убеждают вероятную жертву к совершению определенных действий со своей банковской платежной картой
Он заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную связь и, выдавая себя за сотрудников банка или правоохранительных органов, под различными предлогами вводят в заблуждение потерпевших, выясняя сведения о наличии банковских платежных карточках, их реквизитах, паспортных данных с целью последующего хищения денежных средств.
В большинстве случаев при совершении звонков мошенники используют интернет-телефонию, которая позволяет маскировать телефонные номера под номера белорусских операторов связи.
При этом всем известные мессенджеры Viber, Telegram и WhatsApp имеют возможность использования виртуальных номеров.
К примеру, злоумышленники звонят жертве от имени банковского работника и сообщают, что необходимо осуществить какие-либо действия с банковской платежной карточкой, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит, либо проводит подозрительную оплату.
Для большей достоверности в качестве имени пользователя они указывают официальный номер банка либо его название, а для «аватарки» используют логотип или эмблему банковского учреждения.
При этом зачастую они уже владеют минимальной информацией о лицах, которым звонят (имя, отчество, дата рождения, последние цифры банковской карты и др.), что способствует повышению доверия к звонящему и производит на него определенное впечатление.
В дальнейшем преступник просит сообщить информацию о банковской карте – номер, срок действия, трехзначный код на ее обороте, содержание СМС-сообщения, которое в ходе разговора поступает на мобильный телефон, либо устанавливает мобильное приложение, позволяющее злоумышленнику получить удаленный доступ к мобильному телефону, в котором сегодня фактически у каждого имеется интернет-банкинг и, соответственно, доступ к банковскому счету.
2. Использование фишинговых Интернет-ресурсов (25,4 %).
Фишинг – вид мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам, паролям, данным лицевых счетов и банковских карт с использованием поддельных интернет-ресурсов, контролируемых злоумышленниками, внешне схожих с настоящими (например, поддельные страницы услуги «Интернет-банкинг» различных банков).
К примеру в прошлом году житель нашей области, при попытке совершить платёж за коммунальные услуги посредством системы Интернет-банкинга, воспользовался поисковой строкой сайта Google и перешёл, как оказалось, по ложной ссылке для оплаты. Злоумышленникам стали известны реквизиты банковской карты и в результате с его карт-счета было похищено почти 35 тысяч рублей.
Также в социальных сетях появилась реклама, обещающая «призы от Белагропромбанка». Переходя по ссылке, жертва попадает на поддельную банковскую страницу, на которой мошенники выманивают номера телефонов и иные личные данные, что дает им полный доступ к счетам обманутых и даже возможность оформления онлайн-кредитов.
Распространены кибермошенничества от имени «Белпочты».
Схема довольно проста – злоумышленники присылают потенциальной жертве сообщение через интернет-мессенджер. В нем сообщают о необходимости уточнения адреса доставки почтового отправления и предлагают перейти по ссылке в Интернете. Невнимательный человек, не проверив адрес, по которому ему предлагают перейти, попадает на фейковый сайт, стилизованный под официальный сайт «Белпочты». Там клиента просят ввести свой адрес, якобы для доставки некоего почтового отправления, и оплатить тариф за услугу «Белпочты» прямо на этой странице, введя реквизиты банковской карты.
Появились случаи мошенничеств, связанных с созданием фейкового аккаунта в мессенджерах от имени руководителя учреждения, где работает потенциальная жертва.
Злоумышленники осуществляют рассылку сообщений с указанием того, что в скором времени гражданину позвонит или напишет сотрудник вышестоящей инстанции (Министерства образования, МВД, КГБ, КГК, СК, ОВД). Как правило, пугаясь, граждане говорят любую информацию, которую требует сотрудник. Далее просят установить удаленное программное обеспечение, позволяющее получить ему доступ
к устройству, либо вести видеозапись с демонстрацией экрана мобильного телефона.
Преступления против компьютерной безопасности в большинстве случаев возбуждаются по фактам неправомерного завладения учетными записями мессенджеров и социальных сетей, таких как (Telegram (34), WhatsApp (3), Instagram (7), Facebook (1) и «ВКонтакте» (13).
Основные способы совершения вымогательств (ст. 208 Уголовного кодекса), можно разделить на три основные категории:
1) связаны с угрозой распространения личной информации потерпевших, которые последние желали сохранить в тайне (27,или 50 %), как правило фотографий и видеозаписей интимного характера, которые, в большинстве случаев, потерпевшие самостоятельно пересылали злоумышленникам, полагая, что общаются с потенциальным партнером противоположного пола для знакомства.
2) связаны с блокированием компьютерной информации физических лиц (24 или 44,4 %). При этом в подавляющем большинстве случаев отмечается блокирование учетных записей Apple ID посредством ввода авторизационных данных, предоставленных злоумышленниками под благовидными предлогами, что в последующем не позволяет потерпевшим полноценно использовать свои мобильные устройства.
3) связаны с угрозой применения насилия (3 или 5,6 %).
Стоит отметить, что 81 % всех совершенных заведомо ложных сообщений об опасности по линии ПК, составляют «сватерскую» направленность, то есть отправку заведомо ложного сообщения об опасности от лица жертвы, посредством электронной почты.
Основными факторами, способствующими совершению киберпреступлений, являются халатность, излишняя доверчивость граждан, мнимая возможность быстрого обогащения, получение крупных сумм денежных средств, а также недостаточное информирование населения о способах и методах применяемыми преступниками при совершении указанных преступлений.
Знание основных схем и способов обмана позволяет гражданам быть более внимательным и осторожным, что, в свою очередь, помогает предотвратить случаи совершения киберпреступлений.
Экспоненциально увеличивающийся поток информации и преобладание цифровой информации в образовательной среде современной школы актуализируют проблему профилактики цифровой безопасности современных школьников. Особое место в данном вопросе принадлежит профилактике цифровой зависимости школьников, поскольку дети проводят в интернете довольно много времени.
Как известно, интернет не только содержит множество полезной информации и предоставляет выбор развлечений, но и таит массу угроз, которые могут повлиять и на материальное состояние семьи, и на психологическое здоровье детей.
На текущий момент возраст интернет-пользователя снизился настолько, что порой пятилетние малыши обращаются с компьютером и мобильными устройствами более ловко, чем взрослые. Помимо всех известных положительных моментов, интернет несет в себе опасность, которая может затронуть даже пользователей младшего дошкольного возраста.
СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
Существенную часть своей жизни современные дети и подростки проводят в интернете, а значит без базовых знаний в области кибербезопасности им, как и взрослым, не обойтись. Чем раньше начать прививать навыки безопасного взаимодействия с виртуальной средой, тем прочнее они усвоятся. И станут такими же естественными, как мытье рук.
Советоваться с родителями
Если ребенок хочет зарегистрироваться на каком-либо сайте, создать профиль в социальной сети и выложить свои фотографии, лучше перед этим посоветоваться с родителями. Взрослый человек сможет лучше проанализировать ситуацию и понять, опасен ли сайт, а также помочь выбрать снимки, которые можно выложить на всеобщее обозрение.
Установить дистанционный контроль
Функция «родительского контроля» – это и как специализированное ПО, так и услуги провайдера, которые включает в себя стандартный набор функций. А именно:
- ограничение времени нахождения ребенка в сети;
- ограничение времени пользования компьютером;
- возможность создания графика с допустимыми часами работы в течение дня;
- блокировка сайтов с запрещенным контентом;
- ограничение на запуск приложений (например, игр и иных приложений) и установку новых программ;
Беречь личные данные
Даже если ребенок думает, что хорошо знает человека, с которым общается онлайн, не нужно рассказывать подробности о себе и о родителях. Номер телефона, адрес, номер школы и класса, место работы родителей и их график, время, когда в квартире нет взрослых, а также данные из документов, номера банковских карт – такую информацию ни в коем случае нельзя передавать другим людям.
Не делиться информацией о знакомых
Правило, приведенное выше, распространяется и на других людей. Не нужно рассказывать про друзей и одноклассников, сообщать, где они живут и учатся, какие кружки посещают. Нельзя показывать их фотографии – ни выкладывать их в своих профилях в социальных сетях, ни тем более в частной переписке.
Если хочется выложить групповое фото с праздника или тренировки, сначала стоит обсудить это с теми, кто изображен на снимке. И лучше, если они сообщат родителям, что такое фото публикуется в интернете.
Фильтровать информацию
Мошенники активно используют интернет в своих интересах. Они могут обманывать людей и манипулировать ими, давя на жалость или страх. Поэтому надо научиться скептически относиться к любой информации, размещенной в интернете, и не доверять слепо всему, что там пишут.