Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Ноябрь

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ –
КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

на основе информации
Национального банка Республики Беларусь,
Министерства антимонопольного регулирования и торговли,
Министерства иностранных дел, Министерства промышленности,
Министерства сельского хозяйства
и продовольствия, Министерства экономики,
Министерства энергетики Республики Беларусь,
Национальной академии наук Беларуси,
материалов агентства «БелТА» и газеты «СБ. Беларусь сегодня»

Выступая с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подчеркнул: «Вот уже три десятилетия фундаментом нашей государственной политики является социально ориентированная экономика. Эта политика успешна. Народ ее поддерживает. По всем показателям, характеризующим социальное равенство, Беларусь относится к наиболее благополучным странам… Поэтому именно экономика, которая обеспечивает социальную защищенность граждан, является главной мишенью Запада».

Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, белорусская экономика демонстрирует рост: увеличилось промышленное производство, снизилась инфляция, выросли денежные доходы населения.

Это стало возможным, в том числе благодаря стратегическому партнерству Беларуси и России. «Единство двух государств это прежде всего экономика», – констатировал Глава государства А.Г.Лукашенко 10 октября 2023 г. на встрече с губернатором Новосибирской области А.А.Травниковым.

1. Общие сведения

В проекте новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (далее – Концепция) указано, чтоэкономическая безопасность – состояние защищенности отраслей и сфер экономики от воздействия угроз, препятствующих устойчивому социально-экономическому развитию Республики Беларусь.

Основные национальные интересы в экономической сфере:

экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, совершенствования системы управления, устойчивого инновационного развития, активного инвестирования в человеческий капитал и высокие технологии, снижения издержек и развития высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;

обеспечение ценовой и финансовой стабильности;

достижение уровня энергетической безопасности, обеспечивающего приемлемый уровень диверсификации топливно-энергетического баланса страны по видам и поставщикам потребляемых топливно-энергетических ресурсов, экономически и экологически оправданное использование потенциала местных энергоресурсов, снижение энергоемкости ВВП;

обеспечение продовольственной безопасности;

внедрение перспективных технологий в экономику страны, в том числе за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов;

поддержание товарной и страновой диверсификации экспорта товаров и услуг, сбалансированность внешней торговли, обеспечение внешнеэкономической безопасности и др.

Внутренние и внешние источники угроз национальной безопасности в экономической сфере перечислены в проекте новой Концепции.

2. Экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики

Несмотря на введенные Западом санкции, по темпам роста валового внутреннего продукта (выше среднемировых) нашей республике удалось не только превысить прогнозный показатель на январь–сентябрь 2023 г. (103,1%), но и опередить ряд стран.

В нашей стране драйверами роста ВВП являются промышленность, строительство и торговля.

Вниманию выступающих:здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

По темпам роста промышленного производства (107,9%) Беларусь сохраняет за собой позиции лидера среди стран ЕАЭС.

Справочно:

По индексу промышленного производства Беларусь опережает Россию (за январь–август 2023 г. – 103,0%), Казахстан (103,8%), Узбекистан (105,8%) и ряд других стран.

Высокий спрос на отечественную продукцию (в первую очередь на внешних рынках) позволил нарастить объемы производства на отдельные позиции в несколько раз. «Мы страна автомобилистов. Мы создаем такие машины, что любая страна может позавидовать: и малотоннажные, и среднетоннажные, и крупнотоннажные – БЕЛАЗ. МАЗ – среднего класса автомобиль по грузоподъемности», – заявил А.Г.Лукашенко на встрече с молодежным активом 24 октября 2023 г.

Чистая прибыль в организациях промышленности за 7 месяцев 2023 г. превысила 5 млрд рублей.

Динамично развивается строительная отрасль. За 8 месяцев т.г. обеспечен рост валовой добавленной стоимости на 8,7%. Объем подрядных работ увеличился на 12,1%.

Положительные тенденции отмечаются на внутреннем потребительском рынке. Розничный товарооборот за январь–сентябрь 2023 г. вырос на 6,7%.

Положительные тенденции развития национальной экономики обеспечены, в том числе за счет внедрения высоких технологий.

Примеры внедрения перспективных технологий и развития высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импорто-замещающих производств.

В машиностроении:

  • создание опытного образца автомобиля-мусоровоза с автономным тяговым электрическим приводом и пониженным уровнем кабины;
  • проведение в I полугодии 2023 г. предварительных испытаний опытного образца электробуса для перевозки пассажиров в аэропортах с компонентами силовой установки отечественного производства;
  • освоение производства новейшего туристического лайнера (автобуса МАЗ) с улучшенными потребительскими характеристиками (впервые продемонстрирован 10 июля 2023 г. в г.Екатеринбург на выставке «Иннопром–2023»);
  • реализация инновационного проекта «Создание высокопроизводительного производства интеллектуальных автокомпонентов и систем для автотранспортных средств экологического класса Евро – 5, Евро – 6» и др.

В химическом производстве:

  • проведение технической модернизации в ОАО «Гомельский химический завод» в целях наращивания выпуска серной кислоты, что позволит увеличить выпуск комплексных многокомпонентных удобрений до 1 220 тыс. т в год и создать предпосылки для переработки фосфорсодержащего сырья различного качества;
  • введение в эксплуатацию нового азотного комплекса по производству аммиака и карбамида в ОАО «Гродно Азот» и др.

В производстве строительных материалов:

  • реализован инновационный проект по производству технологий, снижающих усадку готовых изделий» на ОАО «Керамин»;
  • реализован проект по созданию производства стеклянной тары с использованием энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий на ОАО «Гродненский стеклозавод» (способствовало росту производственных мощностей завода на 65%) и др.

Одна из предпосылок экономического роста – использование потенциала местных ресурсов.

Например, наряду с первичной переработкой льна-долгунца и выработкой льноволокна, 11 льнозаводов республики осуществляют углубленную переработку льна, в том числе:

  • переработку костры (одревесневшие части стеблей прядильных растений) для производства костробрикетов (ОАО «Ляховичский льнозавод», ОАО «Пружанский льнозавод», ОАО «Дубровенский льнозавод», ОАО «Ореховский льнозавод», КУП «Кормален», ОАО «Кореличи-Лен», ОАО «Воложинский льнокомбинат», ОАО «Слуцкий льнозавод», ОАО «Горкилен»);
  • производство льняного масла (ОАО «Ляховичский льнозавод», ОАО «Кореличи-Лен»; ОАО «Воложинский льнокомбинат»);
  • производство льняного жмыха (ОАО «Ляховичский льнозавод», ОАО «Кореличи-Лен»; ОАО «Воложинский льнокомбинат»).

Отходы от переработки льна используются ООО «МедЛен» и ООО «Медватфарм» при производстве изделий санитарно-гигиенического назначения.

В стране созданы условия для сбалансированного развития белорусских регионов. Как следствие – тенденция экономического роста в областях в условиях санкционного давления.

Справочно:

По итогам 8 месяцев 2023 г. всеми областями обеспечен рост валового регионального продукта от 100,5% в Могилевской области до 108,2% в Минской области (на которую в 2022 году пришлось основное санкционное влияние).

В 2023 году локомотивом роста в регионах выступила промышленность – отмечается рост производства промышленной продукции практически во всех регионах (в Могилевской области фиксируется восстановительная динамика).

Регионами увеличивается инвестиционная активность (рост инвестиций в основной капитал составил от 103,4% в Гродненской области до 125,8% в Брестской).

Рост доходов населения обеспечивается в увязке с сокращением дифференциации регионов по уровню заработной платы.

Справочно:

Реальная заработная плата увеличилась во всех регионах страны: от 104,4% в г.Минске до 112,3% в Брестской области.

Во всех регионах за 8 месяцев 2023 г. по сравнению с январем–августом 2022 г. снизилась численность работников, работавших с потерями рабочего времени.

Одновременно наблюдается улучшение деловой среды и бизнес-климата.

Количественный рост коммерческих организаций способствует положительной динамике качественных показателей. Так, объем экспорта товаров малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) за восемь месяцев 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составил 124,6% против 108,4% у крупных организаций. При этом поступления в бюджет от субъектов МСП за указанный период увеличились на 11,1%.

3. Поддержание ценовой и финансовой стабильности

Ценовая стабильность означает устойчиво низкие темпы роста потребительских цен в стране.

Низкий уровень инфляции обеспечивает защиту доходов и сбережений граждан, делает для компаний и населения экономические условия более предсказуемыми и тем самым способствует развитию инвестиционной деятельности и устойчивому экономическому росту.

Высокий уровень инфляции оказывает негативное влияние на покупательную способность денег, снижая реальную ценность денежных доходов и сбережений населения и организаций. При этом высокий уровень инфляции также подавляет стимулы предприятий к планированию и реализации долгосрочных инвестиционных проектов, снижает способность экономики реализовать свой производственный потенциал.

В то же время снижение цен(дефляция) не менее опасно для национальной экономики. Когда цены на товары начинают падать, потребители постепенно откладывают покупки на более длительный срок в ожидании их дальнейшего удешевления. Соответственно, сокращаются объемы продаж и прибыль предприятий, отсутствуют возможности для повышения зарплат, стимулы для расширения производства и внедрения инновационных технологий, растет безработица. Все это препятствует экономическому росту и несет в себе не меньшие издержки, чем высокая инфляция.

Таким образом, именно предсказуемая инфляция на низком уровне позволяет обеспечить у производителей наличие стимулов развиваться, а у потребителей выстраивать модель сбережений и потребления, содействующую росту благосостояния.

Благодаря согласованным действиям Национального банка и Правительства, инфляция в Республике Беларусь в 2017–2019 годы снизилась до 46%.

Однако в течение 2020–2022 годов Республика Беларусь столкнулась с рядом серьезных внешних и внутренних вызовов, которые обусловили возросшую интенсивность инфляционных процессов. Негативное влияние на белорусскую экономику оказала пандемия коронавируса, которая привела к шокам предложения на мировых рынках продовольственных товаров, росту логистических затрат, сбоям в цепочках поставок сырья и готовой продукции. Беспрецедентная денежная эмиссия стала причиной рекордного роста мировых цен.

Одновременно наша страна столкнулась с санкционным давлением со стороны недружественных стран. Санкции привели к закрытию ряда традиционных внешних рынков сбыта, блокировке товарных потоков, запрету на транзит белорусской продукции и т.д.

Тем не менее, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы в качестве ориентира ценовой стабильности определен прирост потребительских цен не более 5%.

В результате принятых Национальным банком и Правительством мер (введение в октябре 2022 г. системы регулирования цен, которая нейтрализовала перенос в цены необоснованных рисков и издержек бизнеса, а в дальнейшем способствовала формированию справедливой цены и др.) в Беларуси в сентябре 2023 г. был зафиксирован исторический минимум годовой инфляции на уровне 2,0% (при прогнозном – 7,0–8,0% на конец года), что ниже, чем у ряда европейских государств.

По состоянию на 1 сентября 2023 г. годовой уровень инфляции составил в России – 5,2%, Казахстане – 13,1%, Кыргызстане – 9,5%, Таджикистане – 4,2%.

Необходимыми условиями обеспечения низкого уровня инфляции в стране выступают обеспечение финансовой стабильности и минимизация последствий внешнего давления. В Республике Беларусь сохранена устойчивая работа страхового сектора, сегмента лизинговых организаций и иных финансовых посредников. Обеспечена непрерывность функционирования всех платежных систем (в том числе розничных). Усовершенствованная платежная инфраструктура позволила поддержать международные расчеты субъектов хозяйствования и физических лиц.

4. Обеспечение энергетической безопасности

За последние 10 лет в нашей стране введено в эксплуатацию 2,1 тыс. МВт новых генерирующих мощностей, 23,5 тыс. км линий электропередачи, 3,4 тыс. МВА трансформаторных мощностей, что позволило существенно укрепить резервы объединенной энергосистемы. Введен в строй первый блок Белорусской атомной электростанции (далее – БелАЭС), запущены энергоисточники на местных видах топлива (торфяное и древесное топливо, биогаз, возобновляемая энергия воздушных и водных потоков и др.), созданы современные ветропарки и солнечные электростанции, широкое развитие получили технологии энергосбережения. За счет реализации этих и других направлений энергоемкость ВВП страны снизилась в 1,2 раза.

Беларусь полностью отказалась от импорта электроэнергии.

Глава государства А.Г.Лукашенко поставил задачу по итогам 2025 года достигнуть доли природного газа в производстве тепловой и электрической энергии не более 65%.

Принимаются меры по увеличению объемов реализации торфяного топлива промышленным предприятиям страны, которое является наиболее доступным и конкурентоспособным.

Объектами белорусской энергосистемы, использующими энергию ветра и воды, в 2022 году выработано 361 млн кВт ч, что выше уровня 2015 года на 269 млн кВт ч (рост к 2015 году составил 392%).

По данным Евростата, во II квартале 2023 г. цена импортируемого газа из России в Европу в 4,2 раза превысила стоимость российского газа, импортируемого Беларусью.

По прогнозам аналитиков, в 2024 году средняя цена российского газа для Европы составит 481,7 долл. США за 1 тыс. куб. м.

5. Обеспечение продовольственной безопасности

Согласно докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, в 2022 году с проблемой голода столкнулись около 735 млн чел.

Справочно:

В 2022 году 58 стран мира находились в состоянии продовольственного кризиса. Это страны Африки и Азии, прежде всего, Конго, Эфиопия, Нигерия, Афганистан, Сирия. Наиболее пострадавшим регионом остается Африка, где голодает каждый пятый, что превышает среднемировой показатель более чем в два раза. ООН признает, что «в обозримой перспективе цели устойчивого развития в области продовольственной безопасности и качества питания не могут быть достигнуты».

Основной причиной нехватки продовольствия во многих государствах являются военные конфликты, которые делают невозможным ведение и развитие сельского хозяйства – в таких условиях находятся приблизительно 119 млн чел.

Отрицательно сказывается на проблеме экономическая нестабильность, а также влияние экстремальных погодных условий в Африке, Индии,Китае, Южной Америке, США.

По оценкам ООН, за 2022 год общемировые расходы на импорт продовольствия возросли на 11%, приблизившись к рекордным 2 трлн долл. США. Расходы на импорт ресурсов для их производства увеличились почти на 50%.

На состояние глобальной продовольственной безопасности оказывают негативное влияние торговые барьеры.

Глобальные вызовы и тенденции, которые наблюдаются на мировом рынке, подтверждают правильность стратегии, выбранной Республикой Беларусь более 20 лет назад, когда по поручению Главы государства разрабатывалась первая Концепция обеспечения национальной продовольственной безопасности.

В нашей стране на территории сельской местности проживает 22% населения страны, а в сельском хозяйстве трудится более 7% от занятых в реальном секторе экономики.

Конъюнктура мирового рынка сегодня складывается в пользу производителя, открывая новые ниши для оригинальной белорусской продукции, произведенной из высококачественного сырья, по современным технологиям и по одним из самых высоких в мире требованиям безопасности. Показательным примером является то, что каждый четвертый килограмм сыра и каждый седьмой литр молока, которые продаются в России, – белорусского производства.

В Беларуси достигнут высокий удельный уровень производства основных продуктов. Он существенно превышает показатели других государств ЕАЭС. Так, картофеля в Беларуси производится 417 кг в расчете на одного человека в год, мяса – 134, молока – 850 кг, яиц – 374 штук.

Уровень самообеспечения по основным видам сельскохозяйственной продукции в нашей стране ежегодно превышает 100%. В том числе, по мясу – 133%, молоку – 267%, яйцам – 126%. Этого достаточно для устойчивого удовлетворения потребности внутреннего рынка в продовольствии и сырье, а также реализации на экспорт.

В 2022 году в хозяйствах всех категорий было произведено продукции на сумму почти 32 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 3,6% больше показателя прошлого года. Вклад отрасли в ВВП страны увеличивается и достиг 7,7%. Доля инвестиций в основной капитал сельского, лесного и рыбного хозяйства в общем их объеме возросла до 15,9%.

В условиях нарастающего влияния внешних вызовов и угроз именно высокий потенциал собственного производства и выверенная система государственного регулирования рынка стали фундаментальной основой устойчивости национальной продовольственной безопасности.

Результаты мониторинга показывают, что продовольственная безопасность Республики Беларусь полностью обеспечена по качественным и количественным критериям. Все поставленные задачи в области повышения устойчивости аграрного производства, качества питания населения и развития экспортного потенциала последовательно реализуются.

6. Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь

Наша страна осуществляет многовекторную внешнеэкономическую политику и активно участвует в международных интеграционных процессах.

В январе–августе 2023 г. внешнеторговый оборот Республики Беларусь составил 54,1 млрд долл. США (рост на 14,8% к аналогичному периоду 2022 года), экспорт – 25,9 млрд долл. США (рост на 8,4%), импорт – 28,2 млрд долл. США (рост на 21,4%).

Республика Беларусь экспортирует товары в 150 стран мира.

Главным вектором интеграции рассматривается углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией в рамках Союзного государства с соблюдением национальных интересов.

Уход западных поставщиков и производителей позволил существенно увеличить наше присутствие на российском рынке – удельный вес белорусского экспорта в импорте России вырос до 8,9% (январь–июль 2023 г.). Увеличилась доля белорусских товаров в российском импорте машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности, изделий из древесины и черных металлов.

Торговые потоки с рынков стран Запада и Украины полностью переориентированы на рынки дружественных стран. При этом выпадающие объемы экспорта удалось не только восстановить, но и нарастить. В январе–августе 2023 г. стоимостные объемы поставок на рынки дружественных стран возросли в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля дружественных стран в экспорте увеличилась на 16%.

Углубляется взаимовыгодное сотрудничество в рамках международных интеграционных объединений. Экспортные поставки на рынки стран ЕАЭС возросли почти на четверть (на 23,4%), в страны СНГ – на 14,8%. Удельный вес стран ЕАЭС в общем объеме экспорта составил 67,2%, стран СНГ – 69,5%.

Беларусь продолжает диверсифицировать внешний географический контур, наращивая свое присутствие на рынках стран «дальней дуги». Выстраиваются новые торгово-экономические связи, формируются логистические цепочки. Поставки в страны Азии выросли в 1,6 раза, Северной и Южной Америки – в 1,2 раза. Поступательно осуществляется выход на рынок КНР (рост экспорта на 3,6%). В перспективе – развитие сотрудничества со странами Африки.

В структуре экспортной корзины стало меньше сырья и материалов, больше инвестиционных товаров(их доля по результатам восьми месяцев 2023 г. составила около 13%, что является максимумом за последние 16 лет). Экспорт грузовых автомобилей в текущем году вырос почти на 14%, прицепов и полуприцепов – в 2,7 раза, автобусов – в 1,2 раза, телевизоров и мониторов – в 3,4 раза.

В 2022 году республика достигла рекордного показателя по объему поставок продовольствия на внешний рынок – 8,3 млрд долл. США, что на 24% больше, чем 2021 году. Значительная доля (88%) продукции экспортируется в переработанном или частично переработанном виде.

Двузначными темпами растет экспорт строительных услуг (120% за 8 месяцев 2023 г.), главным образом, в Россию. Белорусские строители принимают активное участие в строительстве на территории России школ и дошкольных учреждений образования, а также участвуют в реконструкции спортивных объектов.

Результаты приносит введенный нашей страной безвизовый порядок въезда для граждан Литвы, Латвии и Польши. Как результат, экспорт туристических услуг вырос за 8 месяцев на 28,7%, в том числе в Россию в 1,3 раза, Латвию – в 1,9 раза, Литву – в 1,4 раза, Польшу – в 1,2 раза.

Экспорт услуг здравоохранения за указанный период вырос в Россию в 1,3 раза, Латвию – в 1,9 раза, Литву – в 1,9 раза, Сербию – в 3,9 раза, Боснию и Герцеговину – в 2,2 раза.

Растет спрос на белорусское образование среди студентов из Китая, Узбекистана, Шри-Ланки, России, Индии, Ливана, Нигерии – как следствие, экспорт услуг образования за 8 месяцев увеличился на 9,9%.

Примечательно, что недружественные действия отдельных иностранных государств в отношении Республики Беларусь несут негативные последствия для обеих сторон.

Во многом пострадал европейский бизнес, который ранее весьма успешно работал в Беларуси. Из-за директивных решений Европейского союза многие европейские компании, которые эффективно работали с белорусскими партнерами, приостановили свою деятельность в Беларуси.

Пострадали зарубежные экспортеры, которые продавали в Беларусь свою продукцию. Им пришлось отказаться от сложившейся системы взаимовыгодного сотрудничества, искать новые рынки сбыта и надежных покупателей.

Отсутствие поставок ряда товарных позиций из Беларуси, импорт которых был запрещен Европейским союзом, заставило наших европейских торговых партнеров искать новых поставщиков, что, естественно, крайне негативно повлияло на логистику и стоимость поставок, а также конечную стоимость продукции.

*****

В условиях беспрецедентного внешнего давления белорусское государство уверенно сохраняет социально-ориентированный курс развития национальной экономики.

Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2023 г. № 307 определены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2024 год:

валовой внутренний продукт – прирост на 3,8%;

реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к 2023 году – рост на 3,5%;

инвестиции в основной капитал, в процентах к 2023 году (в сопоставимых ценах) – рост на 3,9%

экспорт товаров и услуг, в процентах к 2023 году – увеличение на 7,6%.

Белорусский лидер А.Г.Лукашенко на состоявшейся 19 октября 2023 г. встрече с главой Республики Мордовия А.А.Здуновым заявил: «Наши баталии сегодня продолжаются в полях, на заводах, в культурной, информационной сферах, в школах и университетах – за нашу правду, наши перспективы развития, наше право быть суверенными и независимыми. Все это будет, если будем иметь сильную экономику. Это база всего».

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников района составила 1472,0 рублей и возросла на 15,7% к аналогичному периоду 2022 года при прогнозном темпе роста 115,7%.

Совокупные поступления доходов консолидированного бюджета района за январь – сентябрь 2023 года составили 6,8 млн. рублей, темп роста к соответствующему периоду 2022 года – 75,1% (план – 109,2%).

За девять месяцев текущего года за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 15,4 тыс. кв. метров общей площади жилья (160 квартир), что составляет 75,8% к январю – сентябрю 2022 года.

Сельскохозяйственными организациями Червенского района за 9 месяцев 2023 года произведено валовой продукции растениеводства на сумму 43,4 млн. руб. Фактическая урожайность составила 24,3 ц/га. Валовый сбор рапса – 4684 тонны или 58,5% к уровню прошлого года, урожайность – 18 ц/га.

Валовой продукции животноводства произведено на сумму 68,7 млн. рублей или 98,3% к уровню 2022 года, в том числе: молока – 48,5 млн. руб. или 97,5% к уровню прошлого года, выращивание КРС – 3,4 млн. руб. или 95,4%, выращивание свиней – 2,0 млн. руб. или 108,2% к прошлому году.

За январь – сентябрь 2023 года сельскохозяйственными организациями района произведено 47,2 тыс. тонн молока или 97,5% к уровню прошлого года.

Через все каналы реализации населению продано товаров на 133,8 млн. рублей, что составило 103,4% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года, при прогнозе 104,6%.

В структуре розничного товарооборота преобладают продажи продовольственных товаров (66,3%). Торговыми организациями района реализовано продовольственных товаров на сумму 84,3 млн. рублей, непродовольственных – на 42,8 млн. рублей, что на 12,3% и 7,4% больше, чем за аналогичный период 2022 года, соответственно.

Выполняется норматив обеспеченности населения торговой площадью, который составил 652,08 кв. метра на 1 тыс. жителей при установленном нормативе 610 кв. метров.

В целом по району в январе – сентябре 2023 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила 1472 руб., темп роста – 115,7%, целевой показатель выполнен.

Темп роста реальной заработной платы составил 110%.

За январь – сентябрь 2023 года организациями сферы производства района обеспечен рост заработной платы в соответствии с утвержденным на 2021-2023 гг.

Динамичность развития района зависит напрямую от деловой активности и инициативы представителей частного сектора экономики.

Предпринимательский сектор района на 1 октября 2023 года представлен 1126 субъектами хозяйствования, (в том числе 805 индивидуальных предпринимателя и 321 юридических лиц).

Поступления в консолидированный бюджет от субъектов малого и среднего бизнеса за 9 месяцев 2023 года составили 22,0 млн. рублей, и снижены на 2,2 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

  

  

О мерах противодействия экстремизму и терроризму в Минской области. Соблюдение законодательства о массовых мероприятиях в Республике Беларусь.

В основу государственной политики и идеологии Республики Беларусь заложен ряд постулатов и направлений, определяющих функционирование государства в целом, в т.ч. направленных на противодействие экстремизму и терроризму, недопустимость реабилитации нацизма.

Указанные векторы деятельности государственных органов
и организаций урегулированы на законодательном уровне:

- Закон от 04.01.2007 №203-З «О противодействии экстремизму» (в редакции от 14.05.2021);

- Закон от 03.01.2002 №77-З «О борьбе с терроризмом»
(в редакции от 18.05.2022);

- Закон от 14.05.2021 №103-З «О недопущении реабилитации нацизма»;

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2021 № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма»);

- УК Республики Беларусь, КоАП Республики Беларусь.

Законом «О противодействии экстремизму» определены основные термины, в частности, раскрыты понятия экстремизма, экстремистских материалов, организаций и формирований, символики и атрибутики, финансирования экстремистской деятельности. Также определены меры противодействия экстремизму.

Экстремизм (экстремистская деятельность) – деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность.

КоАП Республики Беларусь (ст. 19.11) предусматривает наступление ответственности за распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность. 

Так, распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции (ч. 1 ст. 19.11 КоАП) влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

Республиканский список экстремистских материалов размещен на сайте Министерства информации Республики Беларусь (http://mininform.gov.by/).

Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции (ч. 2 ст. 19.11 КоАП) влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Деанонимизировать правоохранители на сегодняшний день могут практически любого, современные компьютерные программы позволяют это сделать, контролируются и проверяются, в том числе, и различные домовые чаты.

Ст. 19.10 КоАП Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики. Как правило, это выражается в публичной демонстрации в сети Интернет нацистской символики или атрибутики, либо нанесении татуировок с нацистской свастикой на открытые участки тела с той же целью (публичная демонстрация окружающим).

За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до десяти базовых величин, общественных работ, административного ареста. Если указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет до пятидесяти базовых величин и до двухсот базовых величин соответственно.

Предусмотрена ответственность за повторность данного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания. Влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, общественных работ, административного ареста. В отношении индивидуального предпринимателя или юридическим лица, размер налагаемого штрафа составляет от двадцати до пятидесяти базовых величин и от пятидесяти до двухсот базовых величин соответственно.

Уголовным кодексом предусмотрен ряд ограничений связанных с преступными действиями и намерениями при проведении массовых мероприятий.

Статья 370 УК предусматривает ответственность за надругательство над государственными символами (Государственным гербом Республики Беларусь, Государственным флагом Республики Беларусь, Государственным гимном Республики Беларусь).

Одним из наиболее часто совершаемых видов данного преступления является надругательство над Государственным флагом, которое выражается в его срыве с места установки с последующими оскорбительными действиями (срыв флага и последующее кидание его на землю уже образует состав преступления), либо размещении в сети Интернет изображения Государственного флага с оскорбительными комментариями и публикациями.

За надругательство над государственными символами Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от тридцати до одной тысячи базовых величин, исправительных работ на срок до двух лет, ареста на срок от одного до трех месяцев, ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок.

Статья 342. УК предусматривает ответственность за организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них.

Состав данного преступления образуют любые активные действия, как правило, в ходе несанкционированных массовых мероприятий, грубо нарушающие общественный порядок и сопряженные с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, могут выражаться в создании «сцепки» для оказания сопротивления работникам милиции, в действиях по прорыву милицейского оцепления, в перекрытии дорог, повлекшем нарушение работы транспорта и т.д.

Значительно расширен перечень видов экстремистской деятельности. В дополнение к ранее установленным к экстремистской деятельности, в частности, отнесены:

• распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Беларуси, правовом положении ее граждан, сведений, дискредитирующих Беларусь. Предоставление заведомо ложных сведений является уголовным преступление и влечет наказание арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа (ст. 369-1 УК);

• оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей, дискредитация органов государственной власти. Публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей влечет уголовную ответственность и наказание штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом (ст. 369 УК);

• финансирование деятельности экстремистского формирования – предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества - последует арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лег и лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом (ст. 361-2 УК);

• публичные призывы к организации или проведению незаконного собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях, влечет наказание арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 369-3 УК);

• за создание экстремистского формирования либо руководство таким формированием предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет, те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием служебных полномочий, будут наказываться ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет (ст. 361-1 УК);

• дополнены также статьи 361-4 и 361-5, которых у нас раньше не было. В них сформулированы наказания за содействие экстремистской деятельности и подготовку других людей к ней. Предусмотрено наказание до 7 лет лишения свободы;

Также, предусмотрена уголовная ответственность за незаконный сбор либо распространение информации о частной жизни или персональных данных граждан, а также повышенная ответственность за такие действия в отношении лица или его близких в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга.

Самостоятельным преступлением является вербовка и вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности. Согласно статье 3614 Уголовного кодекса Республики Беларусь наказание за подобные действия может достигать до 6 лет лишения свободы, а в случае их совершения повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий – до 7 лет лишения свободы.

Следует отметить, что совершение злоумышленниками преступлений экстремисткой направленности посредством сети Интернет из-за рубежа, не освобождает от уголовной ответственности.

Терроризм – социально-политическое криминальное явление, представляющее собой идеологию и практику применения насилия или угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, провокации международных осложнений или войны, устрашения населения, дестабилизации общественного порядка.

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, другие акты законодательства, международные договоры Республики Беларусь.

Противодействие идеологии терроризма включает комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

Под защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования.

Организация деятельности по профилактике терроризма требует обеспечения скоординированной работы органов государственной власти с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами. Реализация указанных задач должна осуществляться в рамках создания эффективной системы мер по противодействию терроризму.

К основным мерам по предупреждению рассматриваемых негативных явлений относятся:

политические – поддержание стабильной общественно-политической обстановки, разрешение социальных противоречий и конфликтов, эскалация которых может привести к росту экстремистских настроений и использованию различных форм насилия, формирование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом;

социально-экономические – оздоровление экономики страны, устранение социальных и экономических условий, способствующих распространению идеологии насилия, недопущение маргинализации общества или отдельных социальных групп, роста безработицы, существенного социального и имущественного расслоения, обеспечение эффективной социальной защиты населения и повышение качества жизни;

правовые (правоприменительные) – принятие предусмотренных законодательством мер противодействия экстремизму для предупреждения участия организаций и граждан в террористической деятельности, совершенствование мер уголовной ответственности за преступления, направленные на достижение целей терроризма, общая профилактика правонарушений, способствующих террористической деятельности, индивидуальная профилактика лиц, склонных к совершению экстремистских действий, техническое нормирование и стандартизация в области обеспечения безопасности мест массового пребывания людей, критически важных объектов, регулирование порядка использования информационно-коммуникационных систем;

информационно-пропагандистские – разъяснение сущности и общественной опасности экстремизма/терроризма, воспитание патриотизма, информирование населения о предусмотренных законодательством механизмах реализации гражданских, политических, экономических, социальных и иных прав, законных интересов граждан, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, снижение уровня радикализации молодежи, информационно-профилактическое воздействие на сознание террористов и иных лиц, причастных к организации и осуществлению террористической деятельности;

культурно-просветительские – культивирование, в том числе в процессе образования и воспитания граждан, социально значимых ценностей, прежде всего ценности человеческой жизни, формирование демократической политической и правовой культуры, развитие в обществе толерантности и создание условий для диалога по политическим, экономическим, социальным, конфессиональным, культурным и иным проблемам, обучение населения правилам поведения при повышении уровня террористической угрозы, в случаях совершения актов терроризма, воспитание бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности и дисциплинированности;

организационно-технические – внедрение и использование программно-технических средств выявления и пресечения распространения экстремистских материалов, реализация мер по физической защите ядерных материалов и ядерных установок для предотвращения несанкционированного доступа к ним, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по выполнению соответствующих технических требований.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются органы государственной безопасности, органы внутренних дел, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Вооруженные Силы Республики Беларусь, органы пограничной службы, внутренние войска Министерства внутренних дел.

Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются государственные органы и иные государственные организации.

При этом государственные органы и иные государственные организации, не являющиеся субъектами борьбы с терроризмом, участвуют в государственном реагировании в соответствии с законодательством.

Также на государственные органы, иные организации и граждан возлагается обязанность оказывать содействие субъектам борьбы с терроризмом, выполнять их требования и соблюдать правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции. Сообщение гражданами государственным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности является долгом каждого и поощряется государством.

В силу ст. 22 Закона «О борьбе с терроризмом» лица, принимавшие участие в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Если должностное лицо организации финансирует террористическую деятельность с использованием своих служебных полномочий за счет средств этой организации, то такая организация признается террористической и ее деятельность на территории Республики Беларусь запрещается, а такая организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, прекращается.

КоАП Республики Беларусь (статья 19.13) предусматривает ответственность за финансирование террористической деятельности.

Так, предоставление или сбор юридическим лицом средств любым способом в целях использования в террористической деятельности, материального обеспечения или иной поддержки заведомо для должностного лица этого юридического лица террористов, террористических групп и террористических организаций, в том числе в целях проезда к месту обучения для участия в террористической деятельности, влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере от пятисот до тысячи базовых величин.

Уголовная ответственность предусмотрена за пропаганду терроризма (ст. 289-1 УК), угрозу совершением акта терроризма (ст. 290 УК), финансирование террористической деятельности (ст. 290-1 УК), содействие террористической деятельности (ст. 290-2 УК), прохождение обучения или иной подготовки для участия в террористической деятельности (ст. 290-3 УК), создание организации для осуществления террористической деятельности либо участие в ней (ст. 290-4 УК), организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 290-5 УК).

Массовым мероприятие – форма общественной активности и (или) досуга населения, представляющую собой совокупность действий, осуществляемых в целях индивидуальной и (или) коллективной реализации прав, свобод и законных интересов, а также удовлетворения своих экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей.

Массовые мероприятия классифицируются.

В настоящее время массовые мероприятия регулируется следующими законодательными актами:

vКонституция Республики Беларусь – закрепляет основные права и свободы граждан, основания их ограничения, устанавливает основы деятельности государственной системы;

vЗакон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе совести и религиозных организациях» – регулирует порядок организации и проведения религиозных мероприятий;

vЗакон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 года «О массовых мероприятиях» – регулирует порядок организации и проведения массовых мероприятий в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещениях;

vИзбирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года – регулирует порядок организации и проведения выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, а также при подготовке и проведении референдума (народного голосования);

vЗакон Республики Беларусь от 12 июля 2000 года «О республиканских и местных собраниях»– регулирует порядок организации и проведения республиканских и местных собраний;

vЗакон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» – регулирует порядок организации и проведения массовых мероприятий в целях реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь;

vЗакон Республики Беларусь от 8 мая 2009 года «О государственной охране» – регулирует порядок организации и проведения охранных мероприятий;

vЗакон Республики Беларусь от 4 января 2014 года «О физической культуре и спорте» – регулирует порядок организации и проведения, в частности, спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований;

Кодекс Республики Беларусь о культуре от 20 июля 2016 года– регулирует, в частности, порядок организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий.

Необходимо учитывать, что проведение различных мероприятий может регулироваться как отдельным законодательным актом, так и одновременно несколькими законами.

Лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 24.23 КоАП, а в случаях, предусмотренных ст.ст. 3422 и 3693 УК – уголовную.

Административная ответственность также наступает за сбор, получение, использование денежных средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а равно выполнение работ, оказание услуг для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

Уголовная ответственностьнаступает за неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий,
если лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию по статье 24.23 КоАП, и в течение года после наложения второго взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

Статьей 18.1 КоАП установлена административная ответственность за умышленное блокирование транспортных коммуникаций лицом, управляющим транспортным средством, в месте проведения массового мероприятия либо повлекшее создание аварийной обстановки.

Нарушение водителем правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 18.13 КоАП

За вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, наступает административная ответственность по ст. 19.4 КоАП.

Нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи для организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования влечет административную ответственность в случаях, установленных ст. 24.15 КоАП, а в случаях, предусмотренных ст. 3692 УК, – уголовную.

Следует также отметить, что сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в месте проведения массовых мероприятий является квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 328 УК.

  

   

О мерах по борьбе с коррупцией в Минской области

Борьба с коррупцией является важнейшим приоритетом политики нашего государства. Концепция национальной безопасности признает коррупцию угрозой и нацеливает все субъекты власти и гражданского общества на эффективное противодействие этому явлению.

Как сказал Президент Республики Беларусь, взяточничество способно подорвать основу любого государства. Борьба с коррупцией на всех уровнях ведется решительно и бескомпромиссно.

В настоящее время в Беларуси сформирована сбалансированная система борьбы с коррупцией, которая основана на национальной модели развития государства и соответствует базовым международным антикоррупционным стандартам.

Особенностью нашей страны является сильная социальная политика при высокой роли государства в экономике не только как регулятора, но и как собственника наиболее крупных промышленных и иных предприятий. Одновременно прилагаются значительные усилия по созданию благоприятной деловой среды для развития бизнеса, привлечению инвестиций, развитию предпринимательской свободы и инициативы.

В сфере борьбы с коррупцией мы следуем таким основополагающим принципам, как обеспечение прозрачности действий и решений государственных органов, обеспечение эффективных контрольных и надзорных процедур, а также неотвратимости ответственности в случае нарушения требований законодательства.

Принимаются меры направлены как на выявление и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений, так и на профилактику их совершения.

За 10 месяцев 2023 года на территории области органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, выявлено (поставлено на учет) 300 коррупционных преступлений, что является самым высоким показателем в республике.

Структура коррупционных преступлений:

Статья УК РБ

210

235

424

425

426

429

430

431

432

455

Всего

2023 г.

36

-

8

5

13

-

137

100

-

1

300

Основное количество в структуре выявленных преступлений составляют преступления, предусмотренные ст.430 УК (получение взятки), ст. 431 УК (дача взятки), ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями).

К уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений привлечено 152 лица.

Важнейшей и определяющей составляющей экономического эффекта, по которой в целом оценивается работа правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности, является возмещение причиненного преступными посягательствами ущерба.

Размер ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, составил 3 916 520 рублей, из них возмещено 432 904 рубля или 11%. При этом наложен арест на имущество обвиняемых на сумму 5 351 985 рублей, что будет способствовать дальнейшему возмещению ущерба за счет его реализации.

Наибольшее количество из поставленных на учет коррупционных преступлений выявлено на территории Минского (161), Солигорского (43), Борисовского (18) и Молодечненского (9) районов.

Основные сферы экономической деятельности, в которых в 2023 году выявлено наибольшее количество коррупционных преступлений, представлены на диаграмме.

Как ранее было отмечено, наиболее распространёнными видами коррупционных преступлений является получение и дача взяток.

Например, судом Дзержинского района осуждены по ч.2 ст.430 УК к наказанию в виде лишения свободы должностные лица государственного учреждения «Минская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» (далее инспекция).

Установлено, что сотрудники инспекции, работая в должностях ведущих агрономов – государственных инспекторов отдела внутреннего карантина ГУ «Минская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений», в период времени с октября 2021 года по январь 2022 года неоднократно от представителей коммерческих структур, действовавших в своих интересах, а также представлявших интересы таких юридических лиц, получали для себя денежные средства в качестве взяток за благоприятное решение вопросов, входящих в их компетенцию, а именно за проведение карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции и выдачу акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на импортируемую (получаемую) коммерческими организациями в максимально короткие сроки, проведение анализа отобранных образцов подкарантинной продукции в месте их отбора без направления образцов на фитосанитарную экспертизу. Всего в указанный период установлено 43 эпизода получения взяток.

Соответственно представители коммерческих структур привлечены к уголовной ответственности по ст. 431 УК за дачу взяток указанным должностным лицам.

Органами прокуратуры систематически проводятся проверки, иные проверочные и профилактические мероприятия по вопросам исполнения требований антикоррупционного законодательства в государственных органах, иных организациях.

Так, за 9 месяцев 2023 года органами прокуратуры Минской области проведено 103 проверки исполнения законодательства о борьбе с коррупцией.

Количественные результаты проведенных проверок представлены на диаграмме.

По результатам прокурорских проверок соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией возбуждено 9 уголовных дел.

Например, прокурором Узденского района по результатам проведенной проверки возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 210 УК в отношении директора УО «Узденский государственный сельскохозяйственный лицей» за совершение хищения денежных средств, выплаченных в виде премий, на сумму свыше 1000 базовых величин.

В указанном периоде прокурорами Минщины выявлялись следующие категории нарушений антикоррупционного законодательства.

Выявлено правонарушений:

Количество

антикоррупционных ограничений (ст.ст. 17-20 Закона Республик Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее -- Закон)

31

связанных с конфликтом интересов (ст. 21 Закона)

16

создающих условия для коррупции (ст.25 Закона)

90

коррупционных (ст.37 Закона)

4

связанных с декларированием доходов и имущества (гл.4 Закона)

56

По результатам проверок наиболее часто выявляются правонарушения, создающие условия для коррупции, в виде нарушения государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок (абз.12 ч.1 ст.25 Закона «О борьбе с коррупцией»).

Так, по результатам рассмотрения 102 актов прокурорского надзора, внесенных прокурорами по фактам нарушений законодательства о закупках, 96 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 55 лиц – к административной.

Органами прокуратуры Минской области принимаются меры, направленные не только на выявление и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений, но и на профилактику их совершения.

Так, за 9 месяцев 2023 г. проведено 245 выступлений в трудовых коллективах, учреждениях, государственных органах с лекциями, беседами по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства, разъяснения ответственности за совершения коррупционных преступлений и правонарушений. В средствах массовой информации опубликовано 45 статей по обозначенным вопросам, осуществлено 14 выступлений в СМИ с устной информацией (в том числе по радио).

В целях профилактики совершения коррупционных правонарушений должностным лицам прокурорами объявлено 18 официальных предупреждений.

Отдельное внимание прокуратурой области уделяется вопросам обучения руководителей государственных органов, их заместителей, государственных гражданских служащих, иных должностных лиц, положениям Закона республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», нормативных актов, регулирующих государственные закупки, иных нормативных актов в сфере борьбы с коррупцией. В истекшем периоде 2023 г. в ГУО «Минский областной институт развития образования» осуществлено 17 выступлений перед слушателями с лекциями по соответствующей тематике.

Одной из используемых прокуратурой форм профилактики коррупции является проведение выездных судебных заседаний по уголовным делам коррупционной направленности. За 10 месяцев 2023 г. в том числе по инициативе прокуратуры проведено 6 таких заседаний.

Кроме этого, прокуратурой области по запросам облисполкома, руководителей предприятий с преобладающей долей государственной собственности проводятся проверки кандидатов на руководящие должности с целью профилактики назначения лиц, склонных к совершению коррупционных преступлений и правонарушений. Так, по формируемой органами прокуратуры ИС «ФНАЗ» проверяются не только факты совершения преступлений, но коррупционных правонарушений за период профессиональной деятельности кандидатов на должности (незаконное использование служебного транспорта, нарушения законодательства о закупках, мелкие хищения имущества и др.). Аналогичная работа проводится районными прокуратурами.

Прокуратура Минской области

   

  

О преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних

За десять месяцев 2023 года в Червенском районе зарегистрировано 15 преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

По сравнению с прошлым годом, в нынешнем среди преступников не было несовершеннолетних. Посягательства совершали взрослые мужчины в возрасте от 19 до 33 лет. Пострадало четыре ребёнка в возрасте от 9 до 17 лет, все – девочки. В одном из случаев лицо, совершившее действия сексуального характера, не установлено.

К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст. 166 УК), насильственные действия сексуального характера (Ст. 167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК), развратные действия (ст. 169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК).

Детская психика устроена так, что дети часто не понимают, что происходит, что против них было совершено именно преступление. Затем, со временем, становясь старше и понимая, что произошло, часто они молчат, потому что думают, что им не поверят. Скрывают произошедшее и потому, что боятся отрицательной реакции взрослых, особенно в тех семьях, где родители требуют от ребёнка быть хорошим, послушным, а за ошибки и проступки ругают, давят психологически и наказывают. Обращаюсь к родителям: будьте своему ребёнку другом, которому можно рассказать всё.

Обращаюсь к детям и подросткам: уважение к взрослым важно, но безусловно подчиняться вы не должны и имеете право сказать «нет» любому, кто намеревается причинить вам вред. Учитесь думать и анализировать ситуации и поведение людей, потому что преступники могут применять соблазны: конфеты, мороженое, игрушки, зовут вместе погулять, напрашиваются в провожатые, обещают показать котят, щенка, игровую приставку. Находиться на улице в кругу друзей, с теми, кого вы знаете, и не позже 23.00. В компании всегда есть защита и поддержка, например, можно вместе громко закричать, или пока с одним ребёнком что-то происходит, друзья позовут родителей, других взрослых, и преступника это остановит. Ваши родители всегда должны знать куда, к кому вы пошли и как вас найти. 

Бывает, что преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в повседневных контактах — работает педагогом, руководит кружками, секциями, занимается репетиторством. Особое внимание нужно обращать на проезжающие автомобили. Много случаев в мире, когда преступники похищали ребёнка за секунды. Поэтому, если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на другую сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению машины.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные в половом воспитании. По этой причине некоторые утрачивают стыдливость, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что при половых домогательствах не смеют противостоять.

Дети и подростки не должны позволять, чтобы незнакомцы, знакомые или даже родственники трогали их, целовали, обнимали, усаживали на колени, брали на руки. Родители должны как «дважды два» вложить ребёнку мысль, что его никто не может трогать, кроме родителей и близких. Если эти правила игнорировать, это может спровоцировать преступников.

Если кто-то владеет информацией о действиях против половой свободы или половой неприкосновенности, просим сообщить в Червенский РОВД по телефонам 102, 51921, 8 029 779 47 98, 8025 691 45 08.

 

   

«Как не стать жертвой в киберпространстве»

Стремительное развитие цифровых технологий, переход к безналичным расчетам за приобретение товаров и услуг, размещение в сети Интернет персональных данных пользователей, стали следствием ежегодного увеличения количества регистрируемых киберпреступлений в 2 – 2.5 раза. Преступные группы активно используют в своей деятельности новейшие достижения науки и техники, применяют всевозможные компьютерные устройства и новые информационные технологии для совершения и сокрытия преступлений.

Однако в 2022 году сложилась устойчивая тенденция снижении количества регистрируемых киберпреступлений на 12,6 %. Так в январе-декабре 2022 года на территории Минской области совершено 1922уголовно-наказуемых деяний по линии противодействия киберпреступности, в аналогичном периоде прошлого года – 2199. На снижение киберпреступлений в 2021-2022 г.г. повлияла целенаправленная профилактическая работа с населением.

По-прежнему в структуре преступности преобладают хищения путем модификации компьютерной информации (ст. 212 УК), так в 2022 году
на территории области совершено 1607 киберпреступлений, или 83,6 % от общего количества зарегистрированных киберпреступлений, в 2021 г. – 1902.

Абсолютное большинство преступлении данного вида совершено в отношении физических лиц, а основным способом совершения является хищение денежных средств с банковских счетов, характеризующиеся преобладанием мошеннических действий с использованием методов социальной инженерии (вишинг), в том числе с использованием различных торговых площадок, в целях завладения реквизитами банковских платежных карт или доступа к системам дистанционного банковского обслуживания (фишинг).

В последнее время злоумышленниками все чаще используются новые формы и методы мошенничества в сети Интернет, такие как получение доступа к учетным записям пользователей Viber на другом устройстве посредством телефонного разговора или фишинговой ссылки с целью дальнейшего совершения противоправных деяний, а также различные рекламные объявления в которых предлагается пройти стандартный опрос, направленный для получения выигрыша, после которого граждане переходили на поддельные страницы, внешне схожие с оригиналом, вводили коды-подтверждения из СМС, реквизиты банковских карт и лишались своих денежных средств.

В 2022 г. на территории области совершено 130 преступлений против информационной безопасности (ст.ст. 349 – 355 УК). В структуре указанных преступлений преобладает несанкционированный доступ к компьютерной информации ст. 349 УК – 111 преступлений. В 2022 году совершено 7 киберпреступлений, предусмотренных ст. 350 УК «модификация компьютерной информации», 2 киберпреступления, предусмотренных ст. 352 УК «неправомерное завладение компьютерной информацией» и 6 киберпреступлений, предусмотренных ст. 354 УК «разработка, использование либо распространение вредоносных программ».

По итогам января-февраля 2023 года фиксируется увеличение количества регистрируемых в Минской области киберпреступлений на 10,9 %, при общереспубликанском – 14,8 %. В 2023 на территории области совершено 359уголовно-наказуемых деяний по линии противодействия киберпреступности, в аналогичном периоде прошлого года – 320.

В структуре преступности преобладают хищения путем модификации компьютерной информации (ст. 212 УК), так в январе-феврале 2023 года на территории области совершено 299 киберпреступлений, или 83,3 % от общего количества зарегистрированных киберпреступлений.

В январе-феврале 2023 г. на территории области совершено 26 преступлений против информационной безопасности (ст.ст. 349 – 355 УК.

Необходимо отметить, что указанные преступления в большинстве случаев возбуждены по фактам неправомерного завладения учетными записями социальных сетей Интернет, таких как (Viber, Instagramи Вконтакте).

Справочно. Вишинг – метод несанкционированного доступа к информационным ресурсам, основанный на особенностях психологии человека. Фишинг – получение доступа к конфиденциальным данным, таким как адрес, телефон, номера банковских платежных карт, логины и пароли, путем использования поддельных веб-страниц.

Несмотря на положительные результаты профилактической работы, по-прежнему наиболее острой проблемой является беспечное отношение граждан к соблюдению базовых правила информационной безопасности.

Необходимо понимать, что безопасность в Интернете не имеет возрастных и гендерных ограничений, поэтому каждый может защитить себя от киберпреступников не будучи экспертом. Все, что необходимо для обеспечения своей безопасности – это руководствоваться следующими правилами:

1. Не доверяйте позвонившим Вам незнакомым лицам.

Кибермошенники могут выдавать себя за кого угодно, например за представителя службы безопасности банка или сотрудника органов внутренних дел. Как правило, предлогом для звонка является обнаружение фактов несанкционированных денежных переводов с банковского счета за рубеж, которых на самом деле не было. Кроме того, часто используется мошенническая схема «оперативная игра». В ходе телефонной беседы в популярных мессенджерах жертве предлагается принять участие в оперативной игре по изобличению неблагонадежного сотрудника банка путем оформления кредита, который зачисляется на банковский счет. При этом могут использоваться поддельные служебные удостоверения сотрудников органов внутренних дел. Приведенные выше мошеннические схемы направлены не иначе как на хищение денежных средств под благовидным предлогом.

Как Вы можете узнать, что Вас пытаются обмануть? Самый простой способ – это перестать общаться с незнакомцем и перезвонить в свой банк или в территориальный орган внутренних дел. Для этого достаточно набрать номер телефона круглосуточной службы поддержки клиентов банка, указанный на Вашей банковской платежной карте или номер 102, и в ходе телефонного разговора прояснить возникшую ситуацию.

Запомните, что ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать (передавать) реквизиты банковских платежных карт (номер карты, срок действия, данные держателя, трехзначный код на обратной стороне карты), их фотографии, «логин» и «пароль» доступа к системе дистанционного банковского обслуживания «Интернет-банкинг» и коды доступа к нему в виде SMS-сообщений, поступающих из банка. Указанная информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению даже представителям банка и сотрудникам правоохранительных органов. Если Вы не хотите получать звонки с незнакомых номеров, настройте в своем смартфоне защиту от лишних звонков.

2. Безопасно посещайте сайты в сети Интернет

 Если Вы используете систему дистанционного банковского обслуживания «Интернет-банкинг» для расчетов за коммунальные услуги, денежных переводов, проверки факта зачисления на счет заработной платы (пенсий, пособий и т.п.), Вам необходимо удостовериться в подлинности веб-ссылки, предназначенной для авторизации на интернет-сайте банка.

Дело в том, что кибермошенники временно размещают в сети Интернет веб-ссылки, которые ведут на поддельные (фишинговые) веб-сайты, внешне не отличающиеся от оригинальных.

Пример «фишинговой» ссылки на интернет-банкинг, обнаруженной в результате поискового запроса в браузере «Google».

Подлинная ссылка на веб-сайт интернет-банкинга «Банк БелВЭБ», обнаруженная в результате того же поискового запроса в браузере «Google».

В случае перехода на поддельный веб-сайт, Вам будет предложено ввести «логин» и «пароль» для авторизации. Если Вы это сделаете, то киберпреступники получат доступ к Вашему интернет-банкингу, а находящиеся на банковском счету денежные средства будут похищены. Также Вам не следует переходить по ссылкам, которые Вы получили от неизвестных людей в социальных сетях или мессенджерах. С большой долей вероятности, данные ссылки являются фишинговыми.

Для безопасного совершения онлайн платежей рекомендуется использовать специальные приложения для мобильных устройств «Мобильный банкинг», которые доступны для скачивания в GooglePlayMarket (для Android) или AppStore (для iOS).

Распространенным примером фишинга являются всплывающие окна о каком-нибудь выигрыше денежном либо ином (айфон, автомобиль и т.д.). При нажатии на данное окно пользователь переходит по ссылке, где ему предлагается ввести свои личные данные, данные для входа в учетную запись социальной сети либо данные банковской платежной карты, которые в последствии достанутся злоумышленнику.

3. Исключите возможность компрометации реквизитов банковских платежных карт

На поверхность банковской платежной карты нанесена информация о номере банковского счета, его владельце, сроке действия карты, трехзначный код (CVV-код). Этих данных достаточно, чтобы производить платежи за товары и услуги в сети Интернет. Утеря банковской платежной карты или ее временное нахождение, даже с Вашего согласия, в распоряжении посторонних лиц создают условия для компрометации ее реквизитов.

Иногда бывает так, что банковскую платежную карту хранят в кошельке вместе с пин-кодом, записанным на ее поверхности или на листке бумаги. В случае утраты кошелька в результате утери или кражи, лицо им завладевшее получает возможность полного доступа к Вашему банковскому счету.

Запомните, что нанесенная на поверхность банковской платежной карты информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению посторонним лицам. Не храните Вашу банковскую платежную карту совместно с пин-кодом.

«Кардинг» – один из распространенных видов хищений денежных средств путем модификации компьютерной информации, направленный на завладение реквизитами банковских платежных карт с использованием специальных устройств, устанавливаемых на банкомат.

Перед использованием банкомата необходимо убедиться в том, что на картоприемнике и клавиатуре не закреплены посторонние устройства. Рекомендуется прикрывать ладонью клавиатуру при вводе пин-кода, установить лимиты на максимальные суммы операций по снятию наличных, подключить смс-оповещение о проведении операций по карте.

4. Цифровая безопасность в сети Интернет

Актуальной угрозой для пользователей сети Интернет являются компьютерные вирусы. Вирусы предназначены для нарушения работы компьютера, скрытого сбора данных о пользователе компьютера, таких как личных данных, паролей, документов, фотографий, размещенных в компьютере, для последующего вымогательства либо для передачи третьим лицам, так же для удаленного управления компьютером.

Не редко зараженные устройства будь это персональный компьютер, планшет или смартфон становятся частью «бот сети», позволяющей злоумышленнику выполнять противоправные действия с использованием ресурсов зараженного компьютера, который входит в сеть таких же зараженных компьютеров.

И так, что же может делать вирус на Вашем устройстве:

- собирать информацию о привычках пользования сетью Интернет и наиболее часто посещаемых сайтах;

- запоминать нажатия клавиш на клавиатуре, записывать скриншоты экрана и отправлять информацию создателю вируса;

- несанкционированно и удаленно управлять компьютером;

- устанавливать на компьютер дополнительные программы;

- изменять параметры операционной системы;

- перенаправлять на сайты, которые заражены другими вирусами.

Заразить устройство вирусом можночерез нелицензионное (пиратское) программное обеспечение при его установке в операционную систему, при посещении сомнительных Интернет-ресурсов и скачивании определенного контента, при открытии документов, вложенных в электронные письма, а также при переходе по ссылке для скачивания, которая указана в электронном письме.

Установите антивирус на все устройства. Предоставьте экспертам возможность заботиться о безопасности Вашего компьютера или смартфона, позволяя антивирусной программе присматривать за ними и защищать Ваши устройства от вредоносных программ. Антивирус поможет обеспечить безопасность при совершении онлайн-покупок и позволит Вам не беспокоиться при просмотре веб-сайтов.

Будьте осторожны с загрузкой вложений. Если Вы по электронной почте получили от неизвестного человека письмо с вложениями (как правило, это файлы с расширениями .zip, .rar, .exe, документ, медиа фалы ная фотография), никогда не открывайте их (не скачивайте). Такие вложения могут содержать вредоносные программы, которые могут инфицировать Ваш компьютер.

Не используйте одинаковые пароли для всех аккаунтов.Если Вы хотите зарегистрироваться на надежном и внушающем доверие сайте, обязательно используйте пароль, который сочетает в себе буквы, цифры и символы. Никогда не используйте одинаковый пароль для всех Ваших аккаунтов и регулярно меняйте их. Кроме того, не отправляйте Ваш пароль другим людям и не оставляйте его записанным где-либо.

5. Безопасность детей в сети Интернет

Всем известно, что сеть Интернет предоставляет детям не только множество полезной информации и выбор развлечений, но и таит массу угроз, которые могут повлиять как на материальное состояние семьи, так и на психологическое здоровье детей.

На текущий момент возраст интернет-пользователя снизился настолько, что порой пятилетние малыши обращаются с компьютером и мобильными устройствами более ловко, чем взрослые. Поиск игр в сети Интернет, желание посмотреть фильм или мультфильм, по незнанию ребенка, а то и благодаря навязчивой рекламе, могут привести к попаданию на сайты, содержащие запрещенный контент.

Негативным для детей в интернет-пространстве также являются:

- кибербуллинг или троллинг – травля пользователя через все каналы сетевого общения: социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры. Может принимать разные формы: оскорбления через личные сообщения, публикация и распространение конфиденциальной, провокационной информации о жертве. Проводить травлю могут как одноклассники, интернет-друзья и т.д., так и совершенно посторонние люди.

- информация, распространяемая в закрытых группах социальных сетей, провоцирующих детей на суицид, «игры на выживание» или «игры на вымирание», организованные создателями так называемых «групп смерти» (группы «Синий кит», «Беги или умри» и т.д.).

- незнакомцы в социальных сетях, за каждым из которых может стоять кто угодно.

Распространенным способом обеспечения безопасности детей в киберпространстве является использование программ родительского контроля, включающих в себя стандартный набор функций, а именно:

-               ограничение времени нахождения ребенка в сети;

-               ограничение времени пользования компьютером;

-               возможность создания графика с допустимыми часами работы в течение дня;

-               блокировка сайтов с запрещенным контентом – создание «чёрных» списков на основе баз данных антивирусного производителя по категориям (наркотики, социальные сети и т.д.) и создание «белых списков» родителем;

-               ограничение на запуск приложений (например, игр) и установку новых программ.

Программы родительского контроля доступны для скачивания на официальных сайтах, в GooglePlayMarket (для Android) или AppStore (для iOS).

6. Рекомендации по безопасному использованию сети Интернет.

Для закрепления в памяти полученных Вами знаний, далее кратко приведены рекомендации по безопасному использованию сети Интернет:

- для выхода в сеть Интернет используйте устройства, на которых установлено антивирусное программное обеспечение;

- используйте операционную систему с установленными обновлениями безопасности;

- при использовании известных Вам сайтов, обращайте внимание на их внешний вид: возможно Вы зашли на поддельную его копию;

- не используйте одинаковые логины и пароли на различных сайтах;

- не используйте слишком легкие пароли, либо те, о которых можно легко догадаться;

- по возможности используйте двухфакторную аутентификацию, когда кроме ввода логина и пароля необходимо вводить временный код, отправляемый обычно на мобильный телефон в виде SMS-сообщения либо push-уведомления;

- остерегайтесь неожиданных или необычных электронных сообщений, даже если вам знаком отправитель, никогда не открывайте вложения и не переходите по ссылкам в таких сообщениях;

- при поступлении сообщений от знакомых, содержащих побуждение к осуществлению финансовых транзакций либо передаче финансовых реквизитов, обязательно необходимо проверить данную информацию с использованием других каналов связи;

- если Вы не используете банковскую платежную карточку для осуществления Интернет-платежей, обратитесь в банк для установки соответствующих ограничений для карты;

- при осуществлении Интернет-платежей по возможности используйте технологии обеспечения дополнительной безопасности платежей, такие как 3-D Secure для международных платежных систем Visa и MasterCard или Интернет пароль для платежной системы БЕЛКАРТ.

Управление по противодействию киберпреступности
криминальной милиции УВД Минского облисполкома