Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Октябрь

Информация о коррупционных правонарушениях
в Червенском районе

В ходе проверок прокуратурой района за 9 месяцев 2023 г. выявлено 5 коррупционных правонарушений, из них: связанных с конфликтом интересов — 1; создающих условия для коррупции — 2, связанных с декларированием доходов и имущества — 2.

Причинами совершения коррупционных правонарушений является безответственное отношение ответственных и должностных лиц организаций района к своим должностным обязанностям, ненадлежащее знание установленного и действующего законодательства. 

За 9 месяцев 2023 г. прокуратурой района проведено 4 проверки исполнения антикоррупционного законодательства, о результатам  которых вынесено 4 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 1 лицо.

В ходе реализации оперативно-профилактических мероприятий за 9 месяцев 2023 года на территории района зарегистрировано 5 коррупционных преступлений, из них: ч.3 ст.210 УК (Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями) — 3 преступления (3 лица); Ч.1 ст.430 УК (Получение взятки) — 1 преступление (1 лицо); ч.1 ст.431 УК (дача взятки) — | преступление (1 лицо). 

В вышеуказанном периоде судом Червенского района за получение взятки осуждено | лицо. 

Прокуратура Червенского района

  

  

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ

Несмотря на беспрецедентные вызовы времени, белорусское государство обеспечивает каждому гражданину социальные гарантии и возможности для самореализации.

Обращаясь 28 января 2022 г. с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко обозначил принципы социальной политики государства:

«Первый принцип – справедливость… Его реализация позволила обеспечить сбалансированное распределение социальных благ, равный доступ, насколько это возможно, каждого белоруса к этим благам.

Второй принцип – ответственность. Государство последовательно выполняет обязательства перед обществом, гарантируя всестороннюю и масштабную поддержку на протяжении жизни человека.

Третий принцип – забота. Выражается в широкой и разветвленной системе социальной помощи уязвимым категориям населения и людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию».

1. Глобальные вызовы и новые реалии мирового развития в социальной сфере

В XXI веке человечество переживает период глубоких потрясений.

Реальной угрозой является нарастание демографического дисбалансаиусиление общемирового тренда старения населения. По опубликованным в апреле 2023 г. данным ООН, «человечество достигло численности в 8 млрд. К 2050 году на Земле будут жить 9,7 млрд чел., а после 2070 года количество населения, скорее всего, начнет падать».

Справочно: наиболее быстро прирастает население Африки – сегодня там проживает порядка 1,3 млрд чел. Предполагается, что к концу столетия на этом континенте население достигнет почти 4 млрд чел. (фактически половина современного человечества). При этом, по некоторым прогнозам, через 70 лет население Китая (сегодня в КНР проживает 1,4 млрд чел.) может сократиться до 800 млн чел. По прогнозам WorldPopulationRevive, к 2050 году количество жителей Литвы сократится на 22,1%, Латвии – на 21,6 %.

Негативный демографический тренд – уменьшение количества детей в семье.

Справочно: по мнению демографов, население перестает воспроизводиться при суммарном коэффициенте рождаемости в 2,15 условного ребенка на одну женщину фертильного возраста (с 19 до 45 лет). Если в начале 1950-х гг. на каждую женщину в мире в среднем приходилось пять детей, то к концу 2020-х гг. – ожидается порядка двух.

Как отмечают исследователи, мы живем в эпоху имущественного расслоения – массовой концентрации богатства и беспрецедентного неравенства: 10% самых богатых людей владеют 76% всего богатства, в то время как беднейшие – всего 2%. Половина населения мира живет в странах, где правительствам приходится тратить больше на погашение долгов, чем они могут потратить на образование или здравоохранение.

Продолжают сокращаться производственный потенциал мирового сельского хозяйства и компенсационные возможности природной среды.

Справочно: по сведениям американского Центра стратегических и международных исследований, «в середине 2020-х гг. мир может поразить волна засухи, вызывая глобальный продовольственный и миграционный кризисы». По данным ООН, к 2050 году во многих странах мира произойдет существенное сокращение урожайности по климатическим причинам.

Уже сегодня более 3 млрд жителей планеты не могут позволить себе здоровое питание. Согласно опубликованным в июле 2023 г. данным ООН, с 2019 года из-за пандемии, экстремальных погодных явлений и вооруженных конфликтов число голодающих в мире увеличилось на 122 млн чел.

Беспрецедентная пандемия коронавирусной инфекции не только выявила критические проблемы в системах здравоохранения и социальной защиты, но и оказала неблагоприятное воздействие на развитие мировой экономики (снижение объемов производства, ограничение свободного движения товаров и рабочей силы).

Следствием глобальных вызовов является обострение социальных противоречий на европейском и других континентах.

Справочно: В сентябре 2023 г. в Греции проходила 24-часовая забастовка и массовые акции протеста (причина – резкое ужесточение трудового законодательства: продолжительность рабочего дня может достигнуть 13 часов, а рабочая неделя будет длиться до 78 часов; при этом работодатель получает возможность увольнять сотрудников безо всяких объяснений и обязательств).

В последние годы во многих странах Европы кризис доступного жилья сокращает доходы семей, углубляет неравенство, вредит здоровью детей, обедняет молодежь, приводит к росту бездомности.

Справочно: по оценкам Европейской федерации национальных организаций, работающих с бездомными (FEANTSA), число бездомных в Европе выросло до рекордных значений – практически1 млн чел. Хуже всего ситуация сложилась в ФРГ – там в 2022 году было зарегистрировано 262,6 тыс. людей без крова.

Глобальные вызовы и угрозы учтеныв проекте новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. В указанном документе особое внимание уделяется социальной безопасности.

Справочно: социальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия социальных угроз, обеспечивающее сохранение жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовно-нравственных ценностей белорусского народа.

В социальной сфере основными национальными интересами являются: удовлетворение ключевых социальных потребностей граждан, минимизация негативных последствий социальной дифференциации и социальной напряженности в обществе; обеспечение общественной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения, снижение уровня преступности и криминализации общества; устойчивость рынка труда, минимизация безработицы и достойный уровень оплаты труда; развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества, укрепление патриотизма.

2. Республика Беларусь – демократическое социальное правовое государство

В нашей стране реализуется модель социально ориентированной рыночной экономики, доказавшей свою эффективность.

На финансирование отраслей социальной сферы ежегодно направляется около 12% ВВП.

Главная цель пятилетней программы на 2021–2025 годы – обеспечение стабильности в обществе и рост благосостояния белорусских граждан за счет модернизации экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека. Шестое Всебелорусское народное собрание определило актуальные приоритеты пятилетки: счастливая семья; сильные регионы; интеллектуальная среда; государство-партнер.

Бюджет 2023 года сохраняет социальную направленность и гарантирует доступность для населения базовых социальных услуг.

Справочно: в целом в Беларуси расходы консолидированного бюджета в 2023 году (по состоянию на 1 сентября 2023 г.) на финансирование социальной сферы предусмотрены в сумме 27,7 млрд рублей. Это составляет 42% расходов бюджета. Наиболее бюджетоемкие расходы консолидированного бюджета составляют здравоохранение и образование – по 4,8% к ВВП(10,5 млрд рублей) каждая сфера.

При этом принципиальным является то, что задача государства – обеспечить гражданину достойный уровень социальной защиты и поддержки, а гражданин должен быть сам ответственен за удовлетворение личных потребностей.

3. Рост реальной заработной платы и иных доходов населения – основа благосостояния белорусских граждан

С 1 января 2023 г. установлены дополнительные стимулирующие выплаты отдельным категориям работников образования, физической культуры и спорта,здравоохранения. С 1 сентября 2023 г.произведено увеличение заработной платы педагогических работников.

Справочно: за январь–июль 2023 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников составила 1 816,9 рубля или 115% по сравнению с соответствующим периодом 2022 года, в том числе в июле – 1 933,1 рубля. Ее реальный размер за семь месяцев 2023 г. по отношению к соответствующему периоду 2022 года составил 108,4%, в июле – 114,4%.Для сравнения: за январь–июнь 2023 г. реальная заработная плата в Кыргызстане составила 114,6%, в России – 106,8%.

В мае и сентябре текущего года были произведены перерасчеты трудовых пенсий.

Справочно: в январе–сентябре 2023 г. средний размерпенсии по возрасту (неработающего пенсионера) составил 692,3 рубля или 118% к аналогичному периоду 2022 года, в сентябре – 736,6 рубля.

За январь–июль 2023 г. по отношению к соответствующему периоду 2022 года реальный размерсоциальных выплат, установленных от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, составил 108,1%, в июле 2023 г. – 110,2%.

Для поддержания финансового положения малообеспеченных семей и граждан реализуется программа государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП).

Справочно:в2022 году получателями ГАСП стали 273,4 тыс. чел. на сумму 133,5 млн рублей. За первое полугодие 2023 г. получателями ГАСП стали 142,3 тыс. чел. на сумму 72,5 млн рублей.

Бесспорный приоритет социальной политики – забота о ветеранах Великой Отечественной войны.

Справочно: по данным Минтруда и соцзащиты, на 1 июля 2023 г. в республике проживало 1,4 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны, 7,3 тыс. бывших узников фашизма.

Ежегодно в республике проводится обследование материально-бытовых условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны и граждан, пострадавших от последствий войны. С учетом выявленных потребностей им оказывается необходимая помощь. Ветеранам также предоставляются дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения, социальные льготы в сфере здравоохранения и санаторно-курортного лечения, по проезду, в жилищной сфере и другие.

В стране создана и эффективно работает система социального обслуживания(146 территориальных центров социального обслуживания населения и 91 дом-интернат для престарелых и инвалидов). Наиболее востребованными являются социальные услуги на дому, а также в условиях дневного пребывания в учреждении социального обслуживания.

Справочно: в первом полугодии 2023 г. численность пожилых граждан и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием, составила 161,4 тыс. чел. (10% от численности инвалидов I и II группы и неработающих пожилых граждан). Ежегодно, начиная с 2020 года, количество получателей социальных услуг увеличивается в среднем на 4%.

Для организации участия пожилых людей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, в каждом регионе созданы советы пожилых граждан.

При территориальных центрах социального обслуживания населения организованы волонтерские отряды «серебряного» возраста.

Впервые в 2023 году по инициативе Главы государства А.Г.Лукашенко прошла республиканская благотворительная акциядля пожилых«От всей души» с активным участием молодежи и школьников.

Одно из ключевых направлений социальной политики Беларуси – забота об инвалидах.

Справочно: инвалиды составляют 6% от общей численности населения (более 0,5 млн чел.), из них почти 38 тыс. – дети-инвалиды.

С 6 января 2023 г. вступил в силу Закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции» (далее – Закон), новации которого охватывают различные аспекты жизнедеятельности инвалидов. Значительные изменения коснулись вопроса обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации.

4. Обеспечение эффективной занятости – залог достойного уровня жизни граждан

Большинство граждан Республики Беларусь реализуют свое конституционное право на труд и платят налоги (статьи 41, 56 Конституции Республики Беларусь).

В реалиях развязанной против Беларуси и ее народа гибридной войны ставка сделана на личную инициативу и ответственность человека за свое собственное благополучие(принцип: «как поработал, так и заработал»).

Целью социальной политики белорусского государства является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности собственным трудом и предприимчивостью обеспечить достойное благосостояние себе и своей семье. На это направлены государственные меры по обеспечению максимально полной занятости населения.

В настоящее время рынок труда в стране стабилен и управляем, снижен уровень безработицы.

Справочно: по результатам 2022 года уровень безработицы населения в трудоспособном возрасте составил 3,6%, в 2021 году – 3,8%. Уровень безработицы населения в трудоспособном возрасте снижен с 3,7% в первом полугодии 2022 г. до 3,4% в первом полугодии 2023 г., что является естественным уровнем для нашей экономики.Для сравнения: уровень безработицы в трудоспособном возрасте в Кыргызстане составил 4,9% (2022 год); России – 3,5% (I квартал 2023 г.).

В стадии реализации находится Государственная программа «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы.

Справочно: в январе–июле 2023 г. в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 94,9 тыс. чел., из них зарегистрированы безработными 27,7 тыс. чел. В трудоустройстве нуждалось 102,8 тыс. чел., из них 32,3 тыс. безработных. Трудоустроено – 79,3 тыс. чел.

На рынке труда страны наблюдаются положительные тенденции, которые характеризуются устойчивым ростом спроса на рабочую силу.

Справочно: по информации Минтруда и соцзащиты, на 1 августа 2023 г. количество вакансий, заявленных нанимателями в органы по труду, занятости и социальной защите, составило 127,1 тыс. (по сравнению с 1 января 2023 г. выросло на 31,8 тыс. или на 33,4%).

В целях обеспечения занятости населения создан и эффективно осуществляет свою деятельность Общереспубликанский банк вакансий(внедрен в 2007 году в целях информирования граждан, нуждающихся в трудоустройстве, о наличии вакансий), размещенный на портале Государственной службы занятости.

Наибольшим спросом пользуются специалисты рабочих профессий – порядка 65% от общего числа вакансий (82,1 тыс. заявленных вакансий).

В настоящее время обучение безработных осуществляется более чем по 100 учебным программам в разрезе рабочих профессий, востребованных на рынке труда. Более 80% безработных обучаются «под заказ» нанимателя с гарантией последующего трудоустройства.

5. Крепкая семья – залог стабильности нашего общества

В Беларуси традиционные семейные ценности испокон веков являются надежной основой для преодоления судьбоносных испытаний и развития общества. Именно в семье закладываются такие понятия, как любовь к Родине, верность своему долгу, честь и достоинство и др.

«Культ полноценной семьи с двумя и более детьми должен быть стилем жизни белорусов. Только так мы можем быть уверены, что следующие за нами поколения будут прирастать, а значит крепко держать суверенитет в своих руках и гарантированно жить в мире», – подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 31 марта 2023 г. в Послании к белорусскому народу и Парламенту.

Следствием разрушительной западной идеологии стал отход от традиционной модели семьи в США и Европе в направлении бездетных семей, семей с родителями-одиночками и однополыми родителями.

Стремление сохранить семейные ценности в их традиционном варианте, не допуская разрушения фундаментальных основ белорусского общества, получило закрепление в ст. 32 Конституции Республики Беларусь: «Брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства».

Семейная политика Республики Беларусь включает в себя масштабный комплекс мер: от выплат пособий в связи с рождением и воспитанием детей до государственной поддержки многодетных семей при строительстве (реконструкции) жилья, а также гарантий и льгот в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства.

Только один пример. В текущем году дважды повышены пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет.

Справочно: среднемесячный размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в январе–сентябре 2023 г. составил 654,1 рубля или 113,4% по сравнению с соответствующим периодом 2022 года, в том числе в сентябре – 697,9 рубля. Реальный размер данного пособия за семь месяцев 2023 г. по сравнению с соответствующим периодом2022 года составил 105,8%, в июле – 109,3%.

Подчеркивая значимость института семьи, роли матери и отца в воспитании детей, сознании крепкой и счастливой семьи, Главой государства установлены День семьи (15 мая), День матери (14 октября), День отца (21 октября).

Белорусскому обществу чужды навязываемые нам извне идеалы, пропагандирующие разрушение традиционных семейных ценностей. В нашей стране семья всегда была и будет хранителем духовных и моральных ценностей, нравственных идеалов всего общества.

Справочно: согласно результатам исследования, проведенного в апреле 2023 г. Институтом социологии НАН Беларуси, у белорусов среди ценностей лидирующие позиции традиционно занимают здоровье (84,9%), семья (73,0%) и дети (68,1%).

6. Укрепление общественного здоровья – одно из главных условий сохранения нации

В Беларуси именно государство играет определяющую роль в создании условий для обеспечения продолжительной и активной жизни людей.

Справочно: вРеспублике Беларусь функционируют 15 республиканских научно-практических центров; 540 больничных организаций, 921 амбулаторно-поликлиническая организация; 146 организаций санитарно-эпидемиологической службы; 1 875 государственных аптек. В стране насчитывается 66 диспансеров, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

Развивается добровольное медицинское страхование с сохранением бюджетного финансирования здравоохранения.

Свидетельством высокого уровня медицины в Беларуси служат достижения здравоохранения страны, к которым относятся:100%-я доступность первичной, скорой медицинской помощи; развитие высокотехнологичной медицинской помощи; практикоориентированное образование; законодательно закрепленный приоритет оказания медицинской помощи матерям и детям, разноуровневая система ее оказания.

Справочно: в индексе глобальной безопасности здоровья (GlobalHealthSecurityIndex, GHS) 2021 года Беларусь занимает 63 место из 195 стран с индексом 43,9 балла (в 2019 году – 108 место; 35,3 балла).

Лекарственные средства допускаются к реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь после их государственной регистрации либо регистрации в рамках Евразийского экономического союза. Все лекарственные препараты проходят испытания на безопасность, эффективность и качество.

Справочно: по состоянию на 1 сентября 2023 г. зарегистрировано 4 355 лекарственных препаратов (1 826 – отечественного производства, 2 529 – зарубежного).

Среди препаратов, выпускаемых отечественными производителями, 7 являются оригинальными разработками (Эноксапарин-Белмед, Иммуноглобулин человека антирезус анти-D, Иммунофарм, Эфлейра, Алюфер, Фортека, вакцина Гам-КОВИД-Вак) и 3 – биоаналогами(Адалимаб, Ринсулин НПХ, Ринсулин Р).

Расширение ассортимента выпускаемых отечественными производителями препаратов способствует формированию здоровой конкуренции, снижению стоимости импортных аналогов и сокращению их доли на фармацевтическом рынке Республики Беларусь.

Справочно: отечественный аналог комбинированного жидкого антибактериального лекарственного препарата амоксициллина с клавулановойкислотой – Аугмеклав – успешно заместил более 20% импорта за два года присутствия на рынке.Одним из впечатляющих примеров импортозамещения является освоение лекарственного препарата Хлорофиллипт, заменившего ушедшего с рынка украинского производителя. Препарат не имеет аналогов.

Для отдельных категорий граждан предусмотрено бесплатное и льготное обеспечение лекарственными препаратами и перевязочными материалами.

Минздравом в 2022 году пересмотрены подходы к проведению диспансеризации населения. Новые подходы к проведению диспансеризации позволят решить проблему выявления рисков развития неинфекционных заболеваний и раннее выявление заболеваний.

Медицинская профилактика – ключевой элемент сохранения и укрепления здоровья населения. Проводится консультативная работа среди детей, подростков, взрослого населения по вопросам безопасного поведения, профилактики заболеваний и зависимостей, организуются масштабные информационно-образовательные акции культурные, спортивные и массовые мероприятия, осуществляется изготовление и демонстрация социальной рекламы.

Справочно: для обеспечения физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в республике функционирует 144 городских, районных физкультурно-оздоровительных, спортивных центра, физкультурно-спортивных клуба, в которых создано более 2,7 тыс. спортивных групп и секций.

В первом полугодии 2023 г. состоялось 105 республиканских спортивно-массовых мероприятия с участием около 35 тыс. чел. (в том числе более 3,6 тыс. детей и подростков).

Политика, проводимая государством по улучшению здоровья граждан и профилактике болезней, расширяет возможности для ведения здорового образа жизни. Вместе с тем забота о собственном здоровье – это личный выбор и ответственность каждого.

7. Развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала белорусского общества

Наша странаблагодаря взвешенной социальной политике располагает значительным человеческим капиталом. Ключевой инструмент трансформации демографического потенциала в человеческий капитал – национальная система образования.

В Республике Беларусь образование обеспечивается на всех уровнях (основном, специальном и дополнительном) и является приоритетным направлением государственной политики.

Справочно: в Беларуси функционируют свыше 7 тыс. учреждений образования, в которых обучаются и воспитываются около 1,7 млн чел. Обучение и воспитание обеспечивают около 422 тыс. работников системы образования.

По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, возможностям, предоставляемым государством для получения образования, а также количеству студентов на 10 тыс. населения Беларусь относится к развитым странам: уровень грамотности взрослого населения составляет 99,7%, охват базового, общим средним и профессиональным образованием занятого населения – 98%.

Важнейший элемент системы государственной поддержки интеллектуального будущего нашей страны – специальные фондыПрезидента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Справочно: с 1996 года по линии спецфонда по поддержке талантливой молодежи поощрения получили 4518 граждан и 359 коллективов. С 1996 года фонд социальной поддержке одаренных учащихся и студентов принял решения о поощрении 41 943 учащихся и студента, 4 066 педагогических и научных работников.

К большому сожалению, в разных регионах планеты мы продолжаем наблюдать обесценивание базовых принципов духовно-нравственного развития личности. Материальная выгода зачастую ставится выше основных моральных ценностей.

У белорусов честность, порядочность и доброта никогда не уживутся с жаждой наживы, алчностью и озлобленностью. Именно этот посыл лежит в основе развития интеллектуального и духовно-нравственного потенциала белорусского общества.

Вопросы совершенствования образовательной сферы находятся на особом контроле Главы государства, о чем свидетельствуют состоявшиеся совещания 18 августа и 21 сентября 2023 г. «Школа – это храм, и в этом весь сакральный смысл образовательного процесса», – заявил Президент Беларуси А.Г.Лукашенко, акцентируя внимание на том, что «должен быть железный порядок и дисциплина как в организации образовательного процесса, так и в материальном плане… Школа закладывает фундамент будущего не просто гражданина – человека».

Одна из главных задач нашего развития неизменна: сохранить наши лучшие национальные черты, наши богатейшие историко-культурные традиции. Преданность Отечеству нужно доказывать своими поступками. Активную гражданскую позицию выражать через конкретные созидательные дела. При этом всегда давать нравственную самооценку своим действиям.

8. Обеспечение правопорядка – важное условие общественной стабильности

На совещании об общественно-политической обстановке и состоянии преступности в стране 24 января 2023 г. Глава государства подчеркнул: «Защита законных прав и интересов наших людей – это главное. Мы мало внимания обращаем в последнее время на эту проблему… Пусть это по сравнению с другими государствами, даже самыми демократичными в мире, капля в море. Но, тем не менее, об этом нельзя забывать».

По информации МВД, в стране за 2021 – первую половину 2023 г. наблюдается положительная динамика преступности и криминализации общества.

Справочно:общеечисло зарегистрированных в первом полугодии 2023 г. преступлений отмечается ниже уровня аналогичного периода прошлого года (далее – АППГ) на 2,7%. Снижение наблюдается практически во всех регионах, за исключением Витебской области и г.Минска. В целом по республике на 14,7% уменьшилось количество особо тяжких, на 2% менее тяжких и на 4,7% не представляющих большой общественной опасности уголовно наказуемых деяний.

По итогам первого полугодия 2023 г. оперативная обстановка в подростковой средехарактеризуется поступательным снижением числа совершенных преступлений.

Справочно: в сравнении с АППГ, количество преступлений,совершенных несовершеннолетними или с их участием, уменьшилось на 8,2%. Данная положительная тенденция характерна практически для всех регионов, за исключением Гомельской области и г.Минска. Отмечено снижение на 12,9% числа совершенных подростками особо тяжких уголовно наказуемых деяний.

Особой угрозой социальной, политической, демографической, экономической, внутренней безопасности любого современного государства являются наркомания и незаконный оборот наркотиков.

Общая деградация личности в результате приема наркотиков наступает в 10–15 раз быстрее, чем от алкоголя. До среднего возраста наркоманы чаще всего не доживают, умирая от передозировки, различных сопутствующих заболеваний или заканчивая самоубийством. При этом страдают и те, кто находится с наркопотребителями рядом (родственники, друзья, близкие) и ведут здоровый образ жизни.

Справочно: в 2022 году зарегистрировано 600 фактов передозировки наркотиков (19 допущено несовершеннолетними), в результате отравления наркотиками погибло 73 человека (63 мужчины и 10 женщин). За 6 месяцев 2023 г. – 270 фактов передозировки (1 допущенанесовершеннолетними), погибло 34 человека (30 мужчин и 4 женщины).

По подсчетам экспертов, потребитель наркотиков в течение своей жизни вовлекает в употребление наркотических средств и психотропных веществ от 5 до 17 человек.

Наркобизнес безлик, жесток, беспринципен и беспощаден. Единственная цель тех, кто находится по ту сторону монитора компьютера или любого другого гаджета – это обогащение за счет судеб, жизней и здоровья молодых и наивных людей.

Справочно: в 2022 году 109 несовершеннолетних лиц совершили 141 преступление в сфере незаконного оборота наркотиков. За 6 месяцев 2023 г. – 40 несовершеннолетних лиц совершили 33 преступления. Большинство относятся к категории особо тяжких,а это от 6 до 20 лет лишения свободы (части 3 – 4 статьи 328 УК).

ОВД совместно с заинтересованными проводится работа по вовлечениюлиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и зависимостью от других психоактивных веществ, в общественную жизнь, применению к ним мер индивидуальной профилактики, содействию в трудоустройстве и переподготовке, прохождению дальнейшей медицинской реабилитации, восстановлению необходимых документов.

Справочно: по итогам шести месяцев 2023 года количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, уменьшилось(-8,0%; с 7 723 до 7 103). Также снизился на 0,9% (с 31,5% до 30,6%) удельный веспреступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, от их общего числа.

Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко еще 29 октября 2019 г. на состоявшемся на совещании по вопросам противодействия распространению наркотиков и профилактике наркомании,«самый эффективный барьер на пути распространения наркотиков – это их тотальное непринятие обществом. Не будет спроса, не будет и предложений. Нам этого нужно добиваться».

Одним из основных национальных интересов в социальной сфере является минимизация уровня коррупции.

В Беларуси сформирована система борьбы с коррупцией, которая соответствует базовым международным антикоррупционным стандартам.

Справочно: в 2022 году в республике зарегистрировано1 328 уголовных дел о коррупционных преступлениях, что на 26,6% больше, чем в 2021 году (1 049). В первом полугодии 2023 г. зарегистрировано 638 уголовных дел о коррупционных преступлениях, что составило 1,5% от общего числа возбужденных уголовных дел о всех преступлениях (41 208).

В структуре коррупционной преступности традиционно преобладают взяточничество, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий.

Справочно: следственным комитетом Республики Беларусь в 2021–2022 годах и первом полугодии 2023 г. расследовано 3 370 уголовных дел о коррупционных преступлениях (2021 год – 1 285 дел, 2022 год – 1 710, первое полугодие текущего года – 375).Сумма причиненного совершением коррупционных преступлений ущерба (вреда) по оконченным в рассматриваемые два с половиной года делам составила49,6 млн рублей.

На протяжении последних лет в Республике Беларусь (как и во всем мире) наблюдался рост количества регистрируемыхпреступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий(далее – ИКТ).

В нашей стране ситуацию удалось изменить в 2021 году, а в 2022 году закрепить положительную динамику снижения числа регистрируемых киберпреступлений. Однако, по данным МВД, в феврале–марте 2023 г., по причине так называемых «фишинговых атак» (имитируют работу официальных сайтов банковских учреждений) в республике произошел рост преступлений, совершенных с использованием ИКТ (на 29,4%).

Правоохранительными органами страны организована системная профилактическая работа по предупреждению киберпреступлений, в том числе путем повышения уровня цифровой грамотности населения через СМИ, взаимодействия с государственными органами, банками и другими субъектами хозяйствования в части обеспечения кибербезопасности государственного и частного секторов.

Таким образом, приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что оперативная обстановка, складывающая в Республике Беларусь, остается стабильной, а применяемая стратегия выявления криминогенных рисков и угроз общественной безопасности соответствует современным реалиям.

****

Социально ориентированная политика нашей страны – эталон реальной заботы о своих гражданах для многих государств.

Как подчеркнул Глава государства А.Г.Лукашенко 30 июня 2023 г. на торжественном собрании в честь Дня Независимости, «Беларусьявляетсяпримером отсутствия пропасти между богатыми и бедными, примером социальной защищенности всех граждан, примером здорового общества и традиционных ценностей».

При этом ориентиром в работе с населением определен постепенный переход от патерналистской модели к поддерживающей, когда государство не просто берет на себя решение всех проблем человека, а создает такие условия, чтобы гражданин самостоятельно мог их решать.

   

   

Информация о демографической ситуации в Червенском районе.

За 9 мес. 2023 г. по Червенскому району родилось 146 детей, что на 30 детей или 17,0% меньше аналогичного периода прошлого года (январь-сентябрь 2022 г. –176). Показатель рождаемости составил 4,4 на 1000 населения, в аналогичном периоде 2022 г. показатель рождаемости - 5,3 на 1000 населения.

За 9 мес. 2023 г. по Червенскому району показатель общей смертности составил 10,4 случаев на 1000 населения (анализируемый период 2022 г. – 12,1 случаев на 1000 населения).

Число случаев смерти от всех причин за 9 мес. 2023 г. меньше числа случаев смерти этой категории за аналогичный период 2022 г. и составило 348 случаев, за 9 мес. 2022 г. – 406 случаев (на 58 человек или 14,3%).

Среди городского населения за 9 мес. 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. показатель общей смертности уменьшился на 16,3% и составил 8,7 на 1000 городского населения (анализируемый период 2022 г. – 10,4 на 1000 городского населения). Число умерших среди городского населения за 9 мес. 2022 г. уменьшилось на 27 случаев и составило 147 случаев (анализируемый период 2022 г. – 174 случая). Среди сельского населения за 9 мес. 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. отмечается снижение уровня общей смертности на 12,9%. Число умерших среди сельского населения за 9 мес. 2022 г. уменьшилось на 31 случай и составило 201 случай (анализируемый период 2022 г. – 232 случая). Показатель смертности составил 12,2 на 1000 сельского населения (анализируемый период 2022 г. – 14,0 на 1000 сельского населения).

Количество умерших мужчин за 9 мес. 2023 г. меньше на 24 человека или 11,4% и составило 186 случаев (анализируемый период 2022 года210 случаев), количество умерших женщин за 9 мес. 2023 года по сравнению с прошлым годом меньше на 34 человека или 17,3 % и составило 162 случая (анализируемый период 2022 года – 196 случаев).

По возрасту за январь-сентябрь 2023 года наибольшее количество умерших в возрасте 80 лет и старше – 116 человек (33,3%), в 2022г. – 134 человека (33,0%).

Число умерших от причин, связанных с заболеваниями составило 309 случаев (88,8% от всех умерших). Количество умерших от причин связанных с заболеваниями по сравнению с аналогичным периодом 2022 года снизилось на 42 случая (12,0%).Умерло на дому – 168 чел. (48,3%), в 2022г. – 203 чел. (50,0%),в другом месте (вне дома) - 61 чел. (17,5%), в 2022 г. – 76 чел. (18,7%),в стационарах организаций здравоохранения - 112 чел. (32,2%), в 2022 г. – 127 чел. (31,3%), из них в стационарах ЦРБ - 94 чел. (83,9%), в 2022 г. –102 чел. (80,3%).

Структура причин смерти болезни включает: умершиеот системы кровообращения (242 случая или 69,5%от числа всех умерших); умершие от новообразований (39 случаев или 11,2% от числа всех умерших); умершие от несчастных случаев, травм, отравлений (внешние причины) 28 чел. или 8,0% от числа всех умерших; умерши от болезней мочеполовой системы (10 случаев или 2,9% от числа всех умерших);умершие болезней органов дыхания– 8 случаев или 2,3% от числа всех умерших); умершие от болезней органов пищеварения (5 случаев или 1,4% от числа всех умерших),умершие от болезней нервной системы (3 случая или 0,9% от числа всех умерших); умершиеот инфекционных и паразитарных болезней и от психических расстройств и расстройств поведения (по 1 сл. или 0,3% от числа всех умерших).

За 9 мес. 2023 года зарегистрировано 85 случаев смерти лиц трудоспособного возраста, что составило 24,4% от числа всех умерших (2022 г. –113 сл. смерти лиц трудоспособного возраста, что составило 27,8 % от всех умерших). Снижение количества умерших трудоспособного возраста на 28 человек или 24,8%.

Показатель смертности населения трудоспособного возраста составил 4,37 на 1000 трудоспособного населения (9 мес. 2022г. – 5,84).

Структура смертности трудоспособного возраста включает: болезни системы кровообращения (30 сл. или 35,3% от числа всех умерших в трудоспособном возрасте); несчастные случаи, травмы, отравления (внешние причины) (18 сл. или 21,2% от числа всех умерших в трудоспособном возрасте); новообразований (16 чел. или 18,8% от числа умерших в трудоспособном возрасте), болезни органов дыхания (5 чел. или 5,9% от числа умерших в трудоспособном возрасте), в 2022 году - 6 чел. (5,3%); болезни мочеполовой системы (3 чел. или 3,5% от числа умерших в трудоспособном возрасте); болезни органов пищеварения и болезни нервной системы (по 2 сл. или 2,4% от числа умерших в трудоспособном возрасте);инфекционные и паразитарные болезни (1 сл. или 1,2% от числа умерших в трудоспособном возрасте),

Естественная убыль населения за 9 мес. 2023 г. составила 202 человека(-6,0%о на 1000 населения). В соответствующем периоде 2022 года естественная убыль была 260 человек (-6,8%о на 1000 населения). Коэффициент депопуляции составил 2,36.

За 9 месяцев2023 года проводилась целенаправленная работа по реализации мероприятий Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021 – 2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 28 «О Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021 – 2025 годы» (далее – Госпрограмма), достижению целевых показателей и главной цели Госпрограммы – является создание условий для улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, повышениякачества и доступности услуг системы здравоохранения.

Итогом выполнения Госпрограммы является выполнение целевых показателей. По итогам работы за 9 месяцев2023 годаиз 16 целевых показателей программы, выполнено 14 показателей.

Не достигнуты целевые показатели: показатель тяжести первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста (фактически – 59,1%, при плановом значении 50,0%);смертность от суицидов на 100 тысяч человек (фактически – 23,96, при плановом – 21,1 на 100 тысяч человек).

Всего на финансирование Государственной программы в 2023 году выделено 17 334 213,00 рублей, освоено за 9 месяцев 2023 года 12 289 932,93 рубля. Освоение финансовых средств составило 90,88% от запланированных за 9 месяцев 2023 года.

Подпрограмма 1 «Семья и детство»

Подпрограммой предусмотрено достижение трех целевых показателей: суммарный коэффициент рождаемости; коэффициент младенческой смертности; коэффициент детской смертности.

Суммарный коэффициент рождаемости. При целевом показателе 1,52 за 9 месяцев2023 года коэффициент рождаемости составил 0,44на 100 тысяч населения.

В Червенском районе за 9 месяцев 2023 года родилось 146 детей, что на 30детейа меньше по сравнению с анализируемым периодом прошлого года (2022 год родилось 176 детей). Показатель рождаемости на тысячу жителей района составил 4,37 (2022 год – 5,27 на 1000).

Не достижение целевого показателя объясняется повышением среднего возраста матери при рождении первого ребенка (с 2014 года и по настоящее время 26 лет и 28 лет соответственно) и вступлением в активный детородный возраст малочисленной группы женщин, рожденных во время демографического спада 90-х годов, а так же по причине отказа о предоставлении информации облстатуправлением о числе родившихся детей в других районах Минской области.

Коэффициент младенческой смертности. При целевом показателе 3,0 коэффициент младенческой смертности на 1000 родившихся живыми за 9 месяцев 2023 года составил 0 промилле. Показатель выполнен.

Детская смертность. При целевом показателе 30,0 показатель детской смертности за 9 месяцев 2023 года составил 15,42 на 100 тысяч детского населения. Показатель выполнен.

В районе за9 месяцев2023 годаумер 1ребенок в возрасте до 17 лет.

Ребенок С., причина смерти: врожденный порок развития головного мозга: семилобарнаяголопрозэнцефалия, микроцефалия с вентрикуломегалией, кистозно-атрофическими изменениями головного мозга с резко выраженным тетрапарезом, бульбарным синдромом, судорожным синдромом и апноэ в анамнезе (код по МКБ-10: Q04.2.). Ребенок обеспечиваемый ГУ «Червенский дом-интернат», 15.11.2013г.признан инвалидом, степень утраты здоровья 4.С 26.11.2013 находился в государственном учреждении здравоохранения «Слуцкий специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики», с 15.10.2021– в ГУ «Червенский дом-интернат». С 24.02.2023 переведен в I группу паллиативного наблюдения. Неоднократно находился на стационарном лечении в учреждении здравоохранения «Минская областная детская клиническая больница», в государственном учреждении «Республиканский клинический центрпаллиативной медицинскойпомощи детям». 29.06.2022 проведено оперативное лечение по установке гастростомы, 20.12.2022 проведена установка трахеостомы. Умер 22.06.2023 в отделении анестезиологии и реанимации в 1630.

Подпрограмма 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний».

Выполнены показатели охватадиспансеризацией взрослого населения, подлежащего обслуживанию в организации здравохранения (77,5%), показатель охвата населения работой команд врачей общей практики (78,6%),всего команд – 14, из них 11 команд полных.

Однако не выполнен показатель тяжести первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста. При целевом показателе 50%, показатель составил 59,1%.

         Из 7 первично признанных инвалидами 1 группы (в трудоспособном возрасте): 4 человека – новообразование, 1 человек – болезни глаза, 2 человека - болезни системы кровообращения.

         Из 32 первично признанных инвалидами 2 группы (в трудоспособном возрасте): 11 – болезни системы кровообращения, 8 - новообразования, 6 – болезни нервной системы, 3 – психические расстройства, 1 - болезни костно-мышечной системы, 1 – последствия травм, 2 – болезни ЖКТ. Таким образом, наибольший вклад в тяжесть инвалидности внесли БСК, из 32 пациентов, получивших 1+2 гр. - 11 пациентов с БСК. Всего признано инвалидами лиц трудоспособного возраста –66 человека, из них 1+2 группа – 39 человека.

         Распределение новообразований по локализации: 3 сл. – заболевание головы и шеи (гортань, небная миндалина); 1 сл. – заболевания легких; 3 сл. – заболевания толстого кишечника; 1 сл. – пищевода; 1 сл. – заболевания печени; 1 сл. – лимфома; 1 сл. – почка; 1 сл. - мочевой пузырь.

Также выполнены показатели: летальности от острого нарушения мозгового кровообращения (4,6%, всего умерло от ОНМК 3 человека, все мужского пола.Средний возраст умерших 64,3 года); охват комплексным обследованием пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения (93,0%, за 9 месяцев2023 годапролечено 66 пациентов с ОНМК, из них охвачено нейровизуализацией66 пациентов);показатель летальности от острого нарушения мозгового кровообращения (19,7%, одногодичная летальность при злокачественных новообразованиях); коэффициент смертности трудоспособного населения(4,37‰, за9 месяцев 2023 года умерло лиц трудоспособного возраста –85 чел.)

Подпрограмма 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма»

Выполнен показатель Смертность от суицидов(23,96 на 100 тыс. населения, за 9 месяцев 2023года зарегистрировано 8 суицидов, что составило 23,96 на 100 тыс. населения).

5 человек-это лица мужского пола, 3 человека – лица женского пола.Трудоспособного возраста- 3 человека или 37,5 %, пенсионного возраста - 5 человек или 62,5 %. Средний возраст суицидентов за 9 месяцев 2023 года составил 68,7 лет (за 9 месяцев 2022г. – 41,7 лет). Жители города - 3 человека или 37,5%, жители села – 5 человек или 62,5 %. Образование среди суицидентов: среднее – 8 человек или 100%. Занятость среди суицидентов: безработные – 2 человека или 25%, работающие- 1 человек или 12,5%, пенсионеры– 5 человек или 62,5%.Семейное положение: состоял в браке – 5 человека или 62,5%, вдовцы- 3 человека или 37,5%.

Причинами совершения суицидов послужили: семейно-бытовой конфликт - 1 человек (12,5%), острые эмоциональные переживания в связи со сложившейся жизненной ситуацией (утратой близкого человека) - 1 человека (12,5%), проблемы со здоровьем- 2 человека (25%), злоупотребление алкоголем -1 человек (12,5%), межличностные проблемы – 1 человек (12,5%), избегание непереносимой жизненной ситуации-2 человека (25%).

Суициденты под диспансерным наблюдением у врача психиатра за 9 месяцев 2023г. и аналогичный период 2022г.не находились.

За 9 месяцев 2023 года под диспансерным наблюдением у врача нарколога никто не состоял. За аналогичный период 2022г. у врача нарколога состояли 2 человека или 28,4%.

За 9 месяцев 2023 года 2 человека или 25% на момент совершения суицида находились в состоянии алкогольного опьянения, за аналогичный период 2022 года 4 человека или 57,1% находились в состоянии алкогольного опьянения.

Портрет суицидентов: люди, совершившие суицид - это мужчины в основном пожилого возраста, средний возраст суицидентов (68,7лет), проживавшие в сельской местности, состоящие в браке.

         Подпрограмма 4 «Противодействие распространению туберкулеза»

Выполнены показатели: смертность населения от туберкулеза (за 9 месяцев2023 год показатель составил 0); заболеваемость туберкулезом (с учетом рецидивов) на 100 000 человек, (20,97). За9месяцев 2023 года заболело (с учетом рецидивов) - 7 человек (5впервые +2 рецидива).

Подпрограмма 5 «Профилактика ВИЧ-инфекции».

Охват антиретровирусной терапией людей, живущих с ВИЧ и знающих свой ВИЧ-положительный статус. При целевом показателе 91%, показатель составил 100%. Показатель выполнен.

Риск передачи ВИЧ от ВИЧ – инфицированной матери ребенку. Целевой показатель по программе 2,0%. Случаи в районе не регистрировались. Показатель выполнен.

Охват основных ключевых групп населения с высоким риском инфицирования ВИЧ - профилактическими мероприятиямипри целевом показателе 60%, составил 100%. Показатель выполнен.

В районе обеспечен всеобщий доступ к диагностике и лечению ВИЧ-инфекции: закуплены экспресс-тесты на ВИЧ по крови.

Подпрограмма 6 «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь».

Доля мероприятий подпрограммы, выполненных не менее чем на 90 процентов, в общем количестве таких мероприятий. При целевом показателе 90%, показатель по району составил 100%. Показатель выполнен.

В целях организации работы по проведению диспансеризации взрослого и детского населения в Червенском районе издан приказ главного врача УЗ «Червенская ЦРБ» от 28.11.2022 № 313-П «Об организации проведения диспансеризации взрослого и детского населения» которым:утвержден порядок проведения диспансеризации в учреждении,в котором определены: лица, непосредственные исполнители (средние медицинские работники); места проведениядиспансеризации; определен порядок направления к врачу-специалисту; назначены ответственные лица: за организацию и контроль проведения диспансеризации;проведение диспансеризации;оценку эффективности проведения.

Проведена учеба по реализации нормативных требований по диспансеризации с заведующими структурных подразделений ЦРБ, врачами общей практики, врачами педиатрами участковыми, средними медицинскими работниками, задействованными в проведении диспансеризации, в том числе анкетировании (21.09.2022; 04.11.2022; 30.11.2022), опубликована статья в районную газету от 30.11.2022).

Организованы кабинеты по проведению диспансеризации: всего – 9, из них врайонной поликлиники -2, Смиловичской ГБ – 1, Рованичской УБ – 1, Валевачевской АВОП – 1, Гребенской АВОП – 1, Руднянской АВОП – 1, Ляденской АВОП – 1, Хуторской АВОП - 1.

Кабинеты оснащены необходимым оборудованием (сантиметровой лентой, весами, ростомером, тонометрами, шпателями для осмотра полости рта, ЭКГ и др.).

Определено количество медицинских работников, участвующих в проведении диспансеризации (всего – 19).

КоличествоЭЦП у медицинских работников (всех) – 42.

Активирован личный кабинет главного врача на портале национального центра электронных услуг. Организовано подключение медицинских работников на портале НЦЭУ.

Вопросы по использованию электронной услуги «Предоставление сведений для выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний (от медицинских работников)» (код услуги 3.65.02) находятся на постоянном контроле администрации учреждения здравоохранения.

Заявки о заключении договоров на получение ЭЦП поданы в Национальный центр электронных услуг в декабре 2022 года. Договора заключены в январе 2023 года.

Услуги оплачены в феврале 2023 года. ЭЦП получены в феврале 2023 года в количестве 16 штук.

Со средними медицинскими работниками проведены обучающие семинары по использованию электронной услуги 3.65.02.

Имеется возможность ее использование не только в поликлиниках ЦРБ и Смиловичской ГБ, но и во всех врачебных амбулаториях.

Анкетирование на ЕПЭУ проводится с использованием сервиса 3.65.02.с последующей распечаткой результатов анкетирования и внесением в медицинскую карту амбулаторного пациента.

Кабинеты по диспансеризации на 100% обеспечены аппаратами ЭКГ. Пациентам подлежащим снятию ЭКГ данное исследование проводится во всех случаях.

Помощники врача кабинетов по диспансеризации учреждения здравоохранения прошли обучение по владению навыками осмотра полости рта и измерению внутриглазного давления (обучение проведено 01.02.2023г.).

Заместителем главного врача по медицинскому обслуживанию, главной медицинской сестрой ЦРБ, заведующей поликлиники и заведующими ЛПУ района проводятся постоянные мониторинги работы помощников врача при осуществлении работы по организации диспансеризации (отработка алгоритма диспансеризации, оценка факторов риска при проведении анкетирования, рассчет ИМТ, снятие ЭКГ, оценка сердечно-сосудистого риска и др.).

В Червенском районе за 9 месяцев 2023 года подлежало периодическим медосмотрам 1016 человека, осмотрено - 955 человек, что составило 94,0 %. По результатам периодических медицинских осмотров за 9 месяцев 2023 года выявлено – 1077 заболеваний, из них 12 – впервые, препятствующие работе - 6, профессиональных заболеваний выявлено не было.

   

   

О демографической ситуации в Минской области
и реализации в 2023 году Государственной программы
«Здоровье народа и демографическая безопасность»
на 2021-2023 годы

Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Меры демографической политики

экономические

(оплачиваемые отпуска, листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком; пособия при рождении ребенка; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы – для повышения рождаемости и т.д.);

административно-правовые

(законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношения к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин   и т.д.);

воспитательные, пропагандистские

(формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения; определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям; политика планирования семьи; половое образование молодежи и т.д.)

Уровни демографической политики

межгосударственный

региональный

семейный.

Основной формой реализации Закона Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» являются государственные программы в области обеспечения демографической безопасности.

В настоящее время реализуется Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021 – 2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2021 № 28.

Основная цель Государственных программ – стабилизация численности населения.

Основные угрозы национальной безопасности

  • депопуляция (снижение численности населения);
  • снижение темпов рождаемости;
  • общее старение нации;
  • ухудшение других показателей демографии и здоровья нации.
  • Целью Государственной программы является создание условий для улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, повышения качества и доступности услуг системы здравоохранения.

Государственная программа включает следующие подпрограммы: подпрограмма 1 «Семья и детство»;

подпрограмма 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний»;

подпрограмма 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья»;

подпрограмма 4 «Противодействие распространению туберкулеза»;

подпрограмма 5 «Профилактика ВИЧ-инфекции»;

подпрограмма 6 «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь».

Семейная политика в Республике Беларусь реализуется посредством:

  • выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
  • предоставления семейного капитала многодетным семьям;
  • предоставления государственной поддержки многодетным семьям при строительстве (реконструкции) жилья;
  • осуществления социального обслуживания семей с детьми;
  • предоставления гарантий и льгот в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства;
  • поощрения труда материнства государственной наградой – орденом Матери

Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка

Успешно осваиваются современные технологии выхаживания глубоко недоношенных детей.

*Осуществляется предабортное психологическое консультирование.

*Проводится пренатальный скрининг врожденных пороков развития и наследственных заболеваний плода.

*Функционируют 8 межрайонных центров раннего вмешательства.

*Внедрены новые формы и методы работы по профилактике детского травматизма на базе 4-х модельных центров по обучению родителей основам безопасной жизнедеятельности детей.

К 2023/2024 учебному году выплата единовременной материальной помощина 01.09.2023 произведена 20 270 многодетным семьям на 41 455 школьников на сумму 4531,86 тыс. рублей.

Единовременную выплату при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости в 1 полугодии 2023 года получили 65 семей на 131 ребенка.

Семейный капитал назначен 21 600 многодетным семьям.

Ежегодно проводится работа по обеспечению противопожарной безопасности домовладений (квартир) многодетных семей. За 1 полугодие 2023 года израсходовано 107,7 тыс. рублей.

Подпрограмма 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний»

Мероприятия подпрограммы направлены на:

ü    формирование приверженности к здоровому образу жизни

ü    профилактику неинфекционных заболеваний

ü    улучшение доступности первичной медицинской помощи

ü    снижение преждевременной смертности и стабилизацию инвалидности населения, наступивших по причине неинфекционных заболеваний

По итогам 6 месяцев 2023 года в проект «Здоровые города и поселки» вовлечено 56 населенных пунктов: 1 город областного подчинения, 23 районных центра и города районного подчинения, 32 городских поселка и агрогородка.

В рамках проекта «Школа здоровья» 413 учреждений общего среднего образования Минской области подтвердили свое соответствие реализуемому проекту или его критериям

Организация работы передвижныхфельдшерско-акушерских пунктов.

Преимущество передвижных фельдшерско-акушерских пунктов: альтернатива стационарному фельдшерско-акушерскому пункту, мобильность (полностью автономен, может использоваться в любом месте и в любое время).

Создание межрайонных центров специализированной медицинской помощив г. Борисове, г. Молодечно и г. Солигорске все центры обеспечены аппаратами КТ, МРТ, ангиографическими комплексами.

ПОДПРОГРАММА 3«Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья».

Уровень потребления алкоголя на душу населения (литров) за 6 месяцев 2023 составил 4,8 литра на душу населения.

ПОДПРОГРАММА 4 «Противодействие распространению туберкулеза».

ПОДПРОГРАММА 5 «Профилактика ВИЧ-инфекции.В результате реализации подпрограммы:

увеличилось количество лиц, протестированных на наличие ВИЧ;

поддерживается на высоком уровне процент беременных ВИЧ-инфицированных женщин и рожденных ими детей, получивших препараты для медикаментозной профилактики вертикального пути передачи ВИЧ;

100% детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, обеспечиваются бесплатными адаптированными молочными смесями для заместительного вскармливания на первом году жизни.

ПОДПРОГРАММА 6 «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь»

В рамках реализации подпрограммы 6 «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь» проводятся мероприятия по оказанию медицинской помощи населению, укреплению материально-технической базы, информатизации организаций здравоохранения, внедрению электронной карты пациента, развивается телемедицина.

Анализ реализации Государственной программы за 6 месяцев 2023 года показывает, что мероприятия, предусмотренные на 2023 год, будут выполнены в полном объеме, поставленные задачи будут решены.

   

    

Вакцинация – самый надежный способ профилактики
гриппа и СOVID-19

Профилактика гриппа, ОРВИ и коронавируса — это единый комплекс мероприятий, направленный на предотвращение заболеваемости. Сегодня актуальны слова Гиппократа: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Соблюдение превентивных мер помогает защититься от заражения, сократить риски масштабного распространения инфекции, сохранить жизни людей.

С приходом пандемии важность профилактики респираторных инфекций ощутил на себе весь мир. COVID-19 заставил человечество по-новому взглянуть на способы сохранения здоровья. В одном ряду с коронавирусной инфекцией стоят грипп и ОРВИ, с которыми люди сталкиваются осенью и весной. Как показывает практика, сезонные болезни иногда вызывают не менее тяжелые осложнения, чем ковид. Уберечься от заражения и его последствий помогает профилактика гриппа и ОРВИ.

Способы заражения респираторной инфекцией

Респираторные вирусы — многочисленное семейство ультрамикроскопических внутриклеточных паразитов. Часть из них заметно активизируется в демисезонное время, вызывая эпидемии ОРВИ (острой респираторной вирусной инфекции).

Возбудители инфекционных респираторных заболеваний обладают высокой контагиозностью (заразностью), но пробраться в организм они могут только через слизистые оболочки дыхательных путей. Основной способ инфицирования — аэрогенный или воздушно-капельный. Вирусные частицы перелетают по воздуху с капельками жидкости, которые вырываются изо рта больного человека при чихании, кашле. Второй способ заражения — контактно-бытовой. Прямой путь — через рукопожатие с носителем инфекции, непрямой — через контаминированные (зараженные) поверхности. Подхватив вирус на руки, его легко занести в нос, рот — «входные ворота» ОРВИ.

Средства для профилактики ОРВИ и гриппа

Превентивные меры в отношении острых респираторных инфекций делятся на специфические и неспецифические. Специфическая профилактика — это вакцинация. В нашей стране проводится иммунизация населения от гриппа и коронавируса. К неспецифическим методам относятся медикаментозная защита организма, домашние средства для укрепления иммунитета, правила профилактики гриппа и ОРВИ, рекомендованные ВОЗ.

Грипп и его опасность

Кроме коронавируса самым опасным возбудителем острых инфекций считается вирус гриппа. От своих респираторных «родственников» он отличается высокой вирулентностью — способностью быстро распространятся по организму, вызывать тяжелые осложнения — вплоть до летальности. В группу риска входят люди почтенного возраста, маленькие дети, пациенты с хроническими кардиологическими и пульмонологическими патологиями.

Вирус гриппа провоцирует инфекционно-воспалительные заболевания сердца, нервной системы, головного мозга. При тяжелой вирусной нагрузке быстро развивается интоксикация, повышается проницаемость сосудистых стенок, нарушается гемодинамика, легкие лишаются способности поглощать кислород, возникает дыхательная недостаточность, угрожающая фатальным исходом. Самая эффективная профилактика гриппа — введение противогриппозной вакцины до начала эпидемического сезона. Детей прививают с 6-месячного возраста.

Правила профилактики гриппа

ВОЗ настаивает на вакцинации, особенно это касается людей пожилого возраста. По результатам эпидемиологического анализа считается, что вакцинация 40% населения, проживающего на административной территории, позволит создать иммунную прослойку, позволяющую предотвратить возникновение массовых случаев заболевания гриппом. Для формирования противогриппозного иммунитета организму необходимо 3-5 недель. Прививку рекомендуется сделать в сентябре-октябре.

В первую очередь, защита от гриппа важна для групп высокого риска:

  • детей в возрасте от 6 месяцев до 3-х лет;
  • детей от 3-х лет и взрослых с хроническими заболеваниями и иммунодефицитными состояниями;
  • лиц в возрасте старше 65 лет;
  • беременных женщин;
  • медицинских и фармацевтических работников;
  • детей и взрослых, находящихся в учреждениях с круглосуточным режимом пребывания.

Также важно пройти вакцинацию работникам сфер – образования, торговли, общественного питания, коммунальной сферы, правоохранительных органов.

Напомним, что вакцинация против гриппа в 2023 г. будет проходить на фоне продолжающейся вакцинации против СOVID-19. Допускается совместное (в один день) применение вакцин против гриппа и COVID-19, а также интервальное – через 2 недели (между введением вакцин).

Анализ эффективности вакцинации против гриппа в 2022 году

В структуре регистрируемых в Червенском районе инфекционных заболеваний на долю острых респираторных инфекций (далее – ОРИ) и гриппа приходится 98,7%.

В 2022 году гриппом переболело 11 человек (детей до 18 лет-6 человек, в том числе до года-1 ребенок), 2021 год 8 случаев, детей заболело- 5, один ребенок- 2 года, из переболевших за 2022 год гриппом непривитые составляют 81,8%.

За 2022 год привито против гриппа за республиканский бюджет 4357 человек, за местный бюджет и средства предприятий, организаций и личные средства 9059 человек, что составляет 40,3% от общего числа населения района.

Анализ данных о заболеваемости гриппом и ОРИ среди привитого и не привитого населения в эпидемический период активизации респираторных вирусов в 2022-2023 гг. показал достаточную эффективность проведенной иммунизации против гриппа. Индекс эффективности составил 10,9 (т.е. заболеваемость привитых в 10,9 раз ниже заболеваемости не привитых), коэффициент эффективности 90,9% (т.е. практически на 90,9% заболеваемость привитых ниже заболеваемости не привитых лиц).

Вакцинопрофилактика является научно обоснованной, экономически целесообразной и социально оправданной стратегией борьбы с гриппом. Эффективность иммунопрофилактики гриппа доказала не только свою эпидемиологическую, но и экономическую составляющую – снижение финансовых затрат на выплаты больничных листов. Тактика вакцинопрофилактики гриппа направлена на повышение уровня защищенности населения от заболеваемости гриппом за счет расширения прививаемых контингентов, путем привлечения различных источников финансирования.

Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в период сезона заболеваемости ОРИ и гриппом, а также снижения заболеваемости гриппом и ОРИ, тяжести клинических проявлений и количества осложнений в районе необходимо вакцинировать против гриппа не менее 40% населения (13378человек). За счет средств республиканского бюджета необходимо привить – 4345человек (13%), за счет местного бюджета и за счет средств предприятий и организаций, личные средства - 9033 человек (27%). Охват профилактическими прививками против гриппа контингентов из групп риска в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок не менее 75% и остальных контингентов населения – не менее 40%.

Кампания вакцинации против гриппа в 2023 году

В Червенском районе кампания вакцинации против гриппа стартовала с 1 октября. В настоящее время в УЗ «Червенская ЦРБ» имеется вакцина для профилактики гриппа (инактивированная), производства Российская Федерация, вакцинация проводится на бесплатной основе. В ближайшее время планируется поступление вакцин «ВаксигриппТетра» (Франция) и «Совигрипп» (РФ) для вакцинации пациентов за счет организаций и предприятий, привиться которыми можно будет на платной основе.

По состоянию на 13.10.2023г. в УЗ «Червенская ЦРБ» вакцину против гриппа получили 679 жителей г.Червеня и Червенского района.

Подробную информацию о проведении вакцинации до начала эпидсезона можно узнать в УЗ «Червенская ЦРБ» по телефону - 57032 (кабинет иммунопрофилактики) и в кабинете инфекционных заболеваний - 21742.

Вакцинация против гриппа и COVID-19, а также ответственное отношение каждого человека к мерам неспецифической профилактики (правила личной гигиены, социальная дистанция, использование средств защиты органов дыхания) позволят повлиять на эпидемический процесс, сдерживает распространение респираторных патогенов.

ГУ «Червенский районный центр гигиены и эпидемиологии»