Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Июнь

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ –
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, УГРОЗЫ, ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ
И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Охрана окружающей среды и экологическая безопасность постоянно находятся в сфере пристального внимания белорусского руководства.

В последнее время все большую значимость в системе защиты национальных интересов Республики Беларусь приобретают вопросы обеспечения биологической безопасности. Данная проблематика образует отдельную сферу национальной безопасности с ее рисками, вызовами, угрозами, их источниками, уникальными мерами противодействия.

1. Мировые тенденции

1.1. Экологическая сфера

По мнению экспертов, сегодня для человечества особую опасность представляют экологические проблемы, возникшие в результате возрастания антропогенной нагрузки на окружающую среду, вызванной ростом промышленного производства в современном мире.

Основные источники воздействий на окружающую среду связаны с энергетикой (испарение парниковых газов), химической промышленностью (образование крупнотоннажных отходов производства), транспортом (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу), нефтехимией (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу), жилищно-коммунальным хозяйством (сброс сточных вод), интенсивным сельским хозяйством (деградация почв, образование животноводческих стоков), неустойчивым ведением лесного хозяйства (рубка леса).

Всемирная метеорологическая организация (далее – ВМО) указывает на то, что в ближайшие несколько лет человечество столкнется с еще большим потеплением атмосферы.

Развязанная рядом западных стран и межгосударственных альянсов неприкрытая гибридная война против России и Беларуси, введение против Москвы и Минска грабительских санкций привели к глубоким потрясениям в мировой экономике. Многие страны, стремясь уменьшить свою зависимость от экспорта российских углеводородов, стали наращивать поставки энергоресурсов из других источников и в ущерб экологии возобновили работу старых электростанций. Тем самым они приостановили выполнение своих обязательств по переходу к чистой энергетике.

Неблагоприятные метеорологические и климатические условия являются причиной сокращения производственного потенциала мирового сельского хозяйства. Кроме того, агропродовольственные системы подвержены серьезному влиянию различных стрессов (нашествия вредителей, вспышки болезней, нехватка воды, истощение природных ресурсов и др.).

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (далее – ФАО), чтобы прокормить население мира, которое, согласно прогнозам, к 2050 году достигнет 9,7 млрд, сельское хозяйство должно будет производить к этому периоду на 4054% больше продуктов питания, кормов и сырья для биотоплива, чем в 2012 году. Решение этой крайне сложной задачи может оказать непосильное давление на природные ресурсы планеты.

Ограниченность и истощение природных ресурсов – еще одна серьезная экологическая проблема. Речь идет не только о полезных ископаемых, а обо всех компонентах природы (животные и растения, леса, плодородная почва, пресная чистая вода). Это приводит к уничтожению природных экосистем, вымиранию животных и гибели растений.

Во многих регионах планеты уже сейчас наблюдается нехватка питьевой воды и дефицит продовольствия.

В то время как одни регионы страдают от нехватки воды, другие подвергаются катастрофическим наводнениям.

В миреотмечается постоянный рост новых либо повторно возникающих инфекционных заболеваний.

Нарушается экологическое равновесие, одни биологические виды вытесняются другими.

1.2. Биологическая сфера

Наращивая масштабы программ военной направленности, Вашингтон стремится получить новые виды биологических поражающих агентов с заранее заданными свойствами. Вначале США создали ряд военно-биологических лабораторий на территориях стран-членов НАТО, а затем стали активно развивать эту сеть в других государствах, в том числе на постсоветском пространстве (Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан, Украина).

Созданная на постсоветском пространстве сеть подконтрольных США исследовательских биологических центров по сути является инструментом для реализации военно-биологических программ. Возможности этих биолабораторий позволяют американским специалистам проводить полный спектр исследований с возбудителями особо опасных инфекционных заболеваний, против которых отсутствуют специфические средства лечения и профилактики.

Призванные первоначально решать задачи противодействия биотерроризму, эти центры биологических исследований стали источником новых биологических угроз. При этом здесь нарастает опасность биологического заражения.

Особую озабоченность вызывает то, что процесс расширения биоопасной лабораторной базы может выйти из-под контроля властей того либо иного государства.

Таким образом, созданная Вашингтоном сеть дорогостоящих биологических объектов двойного назначения оказывает существенное негативное влияние на состояние безопасности в европейском и других регионах.

Дополнительные источники биологической опасности вызваны прогрессом биологической науки и практического использования ее достижений (генная инженерия и др.).

Современные биотехнологии (включая генную инженерию) – драйвера роста сельского и лесного хозяйства, пищевой промышленности, медицины и других отраслей.

При производстве продовольствия, кормов и семенного материала все более важным генетическим ресурсом становятся генетически модифицированные организмы (организм, генотип которого был искусственно изменен при помощи методов генной инженерии).

Вместе с тем появление новых биотехнологий несет определенную угрозу благополучию населения. Например, серьезным вызовом является бесконтрольная научная деятельность по созданию генетически модифицированных организмов и микроорганизмов, полученных методами синтетической биологии (следующий шаг в развитии генной инженерии от модификации или перемещения нескольких генов между организмами к построению уникальных биологических систем с «запрограммированными» функциями и свойствами).

Одновременно возрастают риски возникновения и распространения патогенных биологических агентов (далее – ПБА) вследствие естественных процессов либо преднамеренного их создания в результате быстрого развития биотехнологий, имеющих потенциал двойного применения.

Угрозой могут также стать древние микроорганизмы, потенциально патогенные для человека, высвобождаемые в результате таяния льдов Арктики и Антарктики. Сегодня невозможно в полной мере оценить потенциальные риски «возвращения» микроорганизмов прошлого.

Среди факторов, влияющих на инфекционную заболеваемость, можно выделить процессы глобализации, возрастание мобильности населения и миграции, урбанизации, изменения климата и преобразования природы, увеличение контактов населения с дикой природой, сохранение военных конфликтов, уровень эффективности медицинской иммунопрофилактики (вакцинация), разработка новых методов лечения и диагностики.

К источникам распространяемых животными инфекций относят: птиц (особенно перелетных), грызунов, кровососущих членистоногих. С учетом изменений климата, активное участие животных в распространении новых инфекций становится более вероятным.

Реальный характер биологических угроз заставляет ведущие страны мира повышать приоритетность биологической защиты населения и территорий в рамках системы обеспечения национальной безопасности.

2. Национальные интересы Республики Беларусь в экологической и биологической сферах

В Республике Беларусь сформирована нормативная правовая основа в области обеспечения экологической и биологической безопасности.

Справочно:

Экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера.

Биологическая безопасность – состояние защищенности населения, животных и растений, окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, при котором обеспечивается допустимый уровень биологического риска.

Основополагающие цели в области охраны окружающей среды, отражающие их индикаторы и показатели, приоритетные направления деятельности, механизмы их реализации и ожидаемые результаты определены Стратегией в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2035 года, утвержденной 24 декабря 2021 г. приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Национальные интересы в экологической сфере определены в проекте новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, одобренной Советом Безопасности Республики Беларусь 6 марта 2023 г. и вынесенной на общественное обсуждение с привлечением представителей научного и экспертного сообщества в целях информирования населения и широкого освещения в информационном пространстве ее основных положений.

К национальным интересам в экологической сфере относятся:

сохранение благоприятной окружающей среды для жизнедеятельности населения;

преодоление негативных последствий радиоактивного загрязнения территории страны и иных чрезвычайных ситуаций, реабилитация экологически нарушенных территорий;

экологически ориентированное социально-экономическое развитие государства;

рациональное (устойчивое) использование природно-ресурсного потенциала, а также сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, экологического равновесия природных систем;

адаптация к изменению климата.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2021 г. № 99 утверждена Государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021–2025 годы (далее – Государственная программа).

В стадии реализации находится Концепция национальной системы обеспечения биологической безопасности, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2022 г. № 161.

В соответствии с проектом новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь национальными интересами в области биологической безопасности являются:

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращение недопустимых потерь сельскохозяйственных животных и растений от заразных болезней и вредителей;

развитие контролируемых биотехнологий, обеспечения соответствия продовольствия и растительной продукции национальным и международным санитарно-эпидемиологическим, ветеринарно-санитарным и фитосанитарным требованиям;

регулирование распространения и численности агрессивных чужеродных видов животных и растений;

укрепление международных и региональных механизмов обеспечения биологической безопасности.

В соответствии со статьей 333¹ Уголовного кодекса Республики Беларусь за незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивных материалов, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия массового поражения или средств доставки, материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, а также иных видов вооружения и военной техники предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 3 до 12 лет со штрафом или без штрафа.

3. Достигнутые Республикой Беларусь результаты в сфере обеспечения экологической и биологической безопасности

3.1. Достижения в сфере экологической безопасности

атмосферный воздух

Республика Беларусь остается Стороной Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, Киотского протокола и Парижского соглашения к ней, выполняя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов.

По результатам анализа данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2017–2021 годах установлена тенденция их снижения при незначительных вариациях и изменениях.

Согласно Парижскому соглашению Беларусь взяла на себя обязательства к 2030 году уменьшить выбросы парниковых газов на 28% по сравнению с 1990 годом.

В 2020 году Республика Беларусь сократила выбросы парниковых газов на 38,9%, а с учетом сектора «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство» – на 56,3% к уровню 1990 года. Это свидетельствует о том, что целевой показатель по снижению выбросов парниковых газов к 2025 году выполняется в полном объеме.

Мониторинг атмосферного воздуха, проводимый в 2022 году в 67 пунктах наблюдений, на которых проживает 87% населения городов республики позволяет сделать вывод, что общая картина состояния атмосферного воздуха достаточно благополучна: состояние воздуха оценивалось в основном как очень хорошее, хорошее и умеренное.

земельные ресурсы и почвы

В земельном фонде Беларуси преобладают два вида земель: сельскохозяйственные и лесные, которые занимают, соответственно, 40,4% и 42,7% территории страны.

В отличие от большинства западноевропейских государств в нашей стране сохранились естественно возобновляемые болотные массивы: 1 348 болот общей площадью около 863 тыс. га. Болота страны очищают атмосферу так же эффективно, как способны очистить 20 млн га леса. Их неслучайно называют «легкими Европы».

Беларусь является одним из мировых лидеров по восстановлению болот. К настоящему моменту уже проведено повторное заболачивание осушенных торфяников и восстановление гидрологического режима нарушенных болот на площади более 80 тыс. га.

Положительным результатом является улучшение условий обитания диких животных и дикорастущих растений, сокращение выбросов парниковых газов, снижение риска пожаров.

водные ресурсы

Беларусь имеет богатый водный потенциал: 20 тыс. водотоков общей протяженностью 90,6 тыс. км, более 10 тыс. озер, в которых сосредоточено около 9 км3 воды, 85 водохранилищ площадью от 100 га, 1,5 тыс. прудов.

Как следствие, наша страна обладает сравнительно высокой обеспеченностью водными ресурсами на Европейском континенте. В средний по водности год в стране на одного жителя приходится 6,1 тыс. м3 воды, что в 1,3 раза выше аналогичного среднеевропейского показателя, составляющего 4,6 тыс. м3.

За 2000-е годы в водопользовании проявились положительные изменения: произошло снижение объема добычи (изъятия) воды на 30%, использования – на 31%, сброса сточных вод в поверхностные водные объекты – на 12%, в том числе недостаточно очищенных сточных вод – почти в 9 раз, составив 0,3% от всего их объема.

По данным Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Беларусь входит в первую двадцатку стран по обеспеченности доступа населения к чистой воде.

лесное хозяйство

В Беларуси сохранена уникальная для полноценной и разнообразной жизни людей природная среда. В нашей стране умеренная степень хозяйственного освоения территории, сравнительно высокая сохранность естественных экосистем, в первую очередь лесных. Площадь лесов за последние 5 лет выросла почти на 150 тыс. га.

В сфере лесного хозяйства выполнены в полном объеме показатели, установленные на 2022 г.: лесистость территории лесного фонда – 40,1%, заготовка древесины с 1 га покрытых лесом земель – 3,12 м3. На протяжении ряда лет обеспечивается превышение площади создания лесов над их вырубкой.

Сегодня на одного жителя республики приходится почти 1 га покрытых лесом земель и более 200 м3 древесного запаса.

добыча полезных ископаемых

В Республике Беларусь ежегодно обеспечивается прирост запасов нефти. В 2016–2022 годах в нашей стране было открыто 10 месторождений нефти. Ежегодный объем добычи нефти стабилизировался на уровне 1,7–1,74 млн т. При этом ежегодный прирост запасов превысил уровень добычи нефти.

Перед белорусскими геологами стоит задача – выявлять и разведывать те виды минерального сырья, которые востребованы в экономике сегодня или могут стать таковыми в самое ближайшее время.

отходы производства

В связи с постоянным увеличением образования отходов производства в Беларуси определены основные подходы по повышению эффективности системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и вторичными материальными ресурсами (далее – ВМР). В том числе совершенствуется раздельный сбор ТКО с извлечением и переработкой всех пригодных к использованию ВМР, внедрение новых эффективных технологий обращения с отходами.

Местными исполнительными и распорядительными органами в текущем году проведены мероприятия по оптимизации количества имеющихся полигонов и мини-полигонов: закрыто 23 мини-полигона, рекультивирован 61 объект захоронения ТКО (2 полигона и 59 мини-полигонов).

В Беларуси предусмотрен переход системы управления ТКО с районного на региональный уровень с созданием 16 крупных межрайонных объектов. Суммарная мощность этих объектов составит порядка 1,8 млн т коммунальных отходов в год.

Переход к экономике замкнутого цикла позволит обеспечить экономический рост за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов, переработки отходов и производства товаров из вторичных ресурсов.

3.2. Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Трагедия, произошедшая 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС (далее – ЧАЭС), разделила жизнь миллионов белорусов на «до и после». Это не наша вина, не наша авария, но боль и страшные последствия – наши.

На поступательное возвращение пострадавших территорий к нормальной жизни нацелена вся государственная политика Беларуси. Поэтому каждый год Президент приезжает в эти районы и лично встречается с теми, кто продолжает жить в этих местах, растить детей, работать и любить свой край.

Всего более чем за четверть века в Беларуси реализовано пять госпрограмм по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (на выполнение их мероприятий направлено в эквиваленте более 19 млрд долларов США). На сегодняшний день в республике реализуется шестая государственная программа на 2021–2025 годы, общий объем финансирования которой составляет почти 3 млрд рублей (в 2021 году на выполнение мероприятий госпрограммы фактически использовано 538,7 млн рублей, в 2022 году – 568,7 млн рублей).

За послеаварийный период радиационная обстановка на сельскохозяйственных землях значительно улучшилась. Концентрация долгоживущих радионуклидов цезия-137 и стронция-90 в почве уменьшилась почти на половину только по причине естественного распада. Наблюдается постепенное уменьшение площади используемых загрязненных земель вследствие перехода их в категорию незагрязненных.

Внедрены технологии оптимизации агрохимических свойств почв и возделывания сельскохозяйственных культур. Они позволяют снижать переход радионуклидов из почвы в растения и конечную продукцию (цезия-137 – до 4–6 раз, а стронция-90 – до 2–3 раз).

Показал свою эффективность комплекс агрохимических и агротехнических защитных мероприятий (известкование кислых почв, внесение минеральных и органических удобрений, комплексное перезалужение и окультуривание луговых земель, подбор культур и сортов растений и др.), направленных на уменьшение перехода цезия-137 и стронция-90 из почвы в растения, одновременно обеспечивая повышение плодородия почв, урожайности культур и продуктивности животноводства.

Сегодня при применении агрохимических защитных мер возделывается полный набор культур и производятся нормативно чистые продукты питания на преобладающей части земель, загрязненных стронцием-90 (60% площади пашни и 70% площади луговых земель). На оставшейся части загрязненных стронцием-90 земель также производится нормативно чистая продукция, но при некотором ограничении набора культур и целевом использовании конечной продукции с учетом свойств почв и радиационного контроля.

В Беларуси приняты многократно более жесткие, чем в ЕАЭС, допустимые уровни содержания стронция-90 в продуктах питания. Эти требования выполняют не только функцию радиационной защиты населения, но и являются определенным гарантом качества белорусских продовольственных товаров на внутреннем и внешнем рынках.

«Я неоднократно подчеркивал, что радиационная безопасность и надежность эксплуатации атомной станции – это приоритет из приоритетов, – заявил Глава государства А.Г.Лукашенко 6 марта 2023 г. на совещании по вопросам БелАЭС. – Мы долго обсуждали эти вопросы на этапе принятия серьезнейшего решения о строительстве станции, учли весь мировой опыт. Здесь используются высочайшие технологии. Это – достояние нашего народа».

Высокая степень безопасности Белорусской АЭС обеспечена наличием нескольких защитных барьеров и многократным дублированием каналов безопасности.

3.3. Защита населения и окружающей среды от техногенных и природных воздействий

Таможенные органы Республики Беларусь обеспечивают проведение таможенного контроля и иных видов контроля в отношении перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров, в том числе ядерных материалов и источников ионизирующего излучения.

Радиационный контроль по линии Государственного таможенного комитета осуществляется при помощи стационарных систем радиационного контроля в целях выявления товаров, транспортных средств и физических лиц с уровнем ионизирующего излучения, превышающим естественный радиационный фон для данной местности.

В составе пограничных воинских частей действуют мобильная система обнаружения (предназначена для пресечения незаконного перемещения радиоактивных материалов через Государственную границу) и подвижная радиометрическая лаборатория (предназначена для определения накопленной дозы радионуклидов в организме человека, а также наличие и состав радионуклидов в пищевых продуктах и дикоросов).

Отдельные категории товаров контролируются в рамках мер экспортного контроля.

Согласно результатам Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, ситуация в природоохранной сфере стабильная. Основное внимание уделяется контролю за радиационным воздействием от выбросов и сбросов радиоактивных веществ в атмосферу, водные и наземные экосистемы.

4. Международное сотрудничество Республики Беларусь по вопросам обеспечения экологической и биологической безопасности

В Беларуси особое внимание уделяется обеспечению выполнения международных конвенций и подписанных к ним протоколов в области охраны окружающей среды, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.

Республика Беларусь активно выступает на международной арене за укрепление биологической безопасности.

С 1975 года Беларусь является участницей Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (далее – КБТО).

Вместе с тем экспертами отмечается, что сегодня механизм контроля за соблюдением КБТО фактически отсутствует. Решение этой задачи осложняется, в том числе тем, что КБТО допускает разработку, производство и накопление запасов биологического оружия в оборонительных целях. В связи с этим белорусская сторона совместно с государствами-единомышленниками, подчеркивает необходимость соблюдения и укрепления КБТО.

В 2021 году учрежден Координационный совет уполномоченных органов государств – членов ОДКБ по вопросам биологической безопасности. Первое заседание Координационного совета прошло 15 декабря 2022 г. в г.Санкт-Петербурге, очередная встреча запланирована в г.Минске в июле текущего года.

В рамках белорусско-российского стратегического партнерства 19 января 2023 г. в г.Минске был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения биологической безопасности.

Беларусь принимает участие в ежегодных международных учениях по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, международных конференциях по проблемам эпидемиологии, профилактики, диагностики и лечения актуальных инфекционных заболеваний.

В результате своевременно принятых мер за последние годы не регистрировались случаи заноса, возникновения и распространения на территории Республики Беларусь инфекционных заболеваний, представляющих чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера.

5. Повышение уровня экологической культуры в белорусском обществе

Вопросы обеспечения экологической и биологической безопасности не могут быть решены только за счет рационального использования имеющихся ресурсов, природоохранной, восстанавливающей и созидательной экологической деятельности. Необходима переориентация ценностей каждого гражданина в отношении к окружающей среде.

В числе правил экологического поведения человека в быту:

переход от транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, потребляющих невозобновляемые ресурсы и загрязняющих окружающую среду, к более безопасным и экологически чистым видам автотранспорта (например, электромобиль);

правильная эксплуатация и утилизация шин с целью дальнейшей переработки (имеет большое значение для улучшения экологической ситуации на дорогах);

установка котлов отопления в частных домах с гибридной системой (электро- и пеллетной);

замена устаревших неэффективных приборов домашнего обихода на современные (чайники, утюги, лампочки, системы обогрева и т.д.);

раздельный сбор твердых коммунальных отходов, в том числе отработанныхэлементов питания;

использование качественных и экологически чистых строительных и отделочных материалов при возведении любых построек (дома, бани и т.д.);

отказ от применения одноразовой пластиковой посуды и др.

Экологическая тематика интегрирована в учебные программы учреждений образования.

Эффективно зарекомендовала себя такая форма внеклассной работы, как школьное лесничество (почти 4 тыс. ребят по всей стране).

С 2019 года в белорусских школах реализуется инновационный проект «Зеленые классы белорусской столицы». Для получения статуса «зеленого класса» необходимо желание изучать чуть глубже природу не менее десяти учащихся. Такие ребята получают специальные значки, а учитель – сертификат «зеленого класса». «Зеленые классы» организуются на базе учреждений образования, которые располагаются вблизи экологических троп и других природных объектов. Например, в 2022 году в Заводском районе г.Минска насчитывалось 95 «зеленых классов», открытых на базе 15 учреждений образования. В целом данной инициативой в этом районе охвачено свыше 1,6 тыс. учащихся.

В 2015 году на базе лицея при Университете гражданской защиты МЧС был создан первый в Беларуси образовательный центр безопасности.

В 2021 году в г.Минске создан Образовательный центр безопасности жизнедеятельности МЧС.

Активно проводится информационно-разъяснительная работа. Реализуются республиканские и региональные проекты.

*****

В Республике Беларусь проделана масштабная работа для оздоровления окружающей среды. Однако в целях обеспечения экологической безопасности еще предстоит решить много проблем.

В нынешних условиях расширения спектра угроз биологической безопасности данная проблематика стала отдельной сферой национальной безопасности и требует разработки специальных мер противодействия.

Вопросы обеспечения экологической и биологической безопасности нашли отражение в проекте обновленной Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Как отметил Глава государства на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь 20 февраля 2023 г.: «Адаптация Концепции национальной безопасности под реалии сегодняшнего дня – вполне логичный и очень своевременный шаг».

На территории Червенского района передано под охрану 4 места обитания диких животных (черный аист и большая выпь) и 5 мест произрастания дикорастущих растений (баранец обыкновенный, линнея северная, пыльцеголовник красный), включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также 1 типичный и (или) редкий природный ландшафт и биотоп на площади 296,9 га.

Земельные ресурсы и почвы

В земельном фонде Червенского района преобладают два вида земель: сельскохозяйственные и лесные.

Всего сельскохозяйственных земель 78,63 тыс. га (48,23 % от площади территории района). В структуре сельскохозяйственных земель на долю пахотных угодий приходится 61,06 тыс. га (80%). Средний балл бонитета сельскохозяйственных земель - 35.

Лесное хозяйство

Леса на территории распространены почти на 43% территории и занимают площадь 70,6 тыс. га. В структуре лесов доминирующая роль принадлежит хвойным (51,6%), еловые леса составляют 18%, березовые 20,5%, черноольховые 6,2%, прочие (ясеневые, дубовые, осиновые) 3,7%.

Общая площадь болот в настоящее время составляет 1,81 тыс. га, преобладают болота верхового типа их доля составляет 73%, смешанного 19%, низинного 8%.

Водные ресурсы

В Червенском районе насчитывается 34 водотока, их них 23 реки и 11 ручьев, 6 озер, 2 водохранилища, 31 пруд, для которых установлены размеры водоохранных зон и прибрежных полос. По району протекает одна средняя река Свислочь, остальные водотоки относятся к малым рекам.

Добыча полезных ископаемых

На территории Червенского района находится 1 месторождения полезных ископаемых (месторождение песчано-гравийной смеси и песка «Рованичи-1»).

Особо охраняемых природных территории

В целях сохранения в естественном состоянии уникальных природных объектов и ландшафтного разнообразия на территории района создан ряд особо охраняемых природных территорий: гидрологический памятник природы местного значения «Родник Галковского», биологический заказник местного значения «Ивановский», гидрологический заказник местного значения «Ведрецкое болото», ботанические памятники природы республиканского значения «Парк Рованичи» и «Сосны черные Смиловичские», ботанический памятник природы местного значения «Парк Смиловичи».

Инвазивные виды растений

Всего на территории района установлено произрастание борщевика Сосновского на площади 23,98 га, золотарника канадского - на площади 149,9 га.

 

 

О ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа
в годы Великой Отечественной войны
на территории Минской области

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 г. возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями геноцида мирного населения на территории Белорусской Советской Социалистической Республики (далее – БССР) в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (ст.127 УК Республики Беларусь).

 Беларусь неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Самой кровопролитной была Великая Отечественная война. Победа в ней достигнута ценой больших потерь. На белорусской земле покоятся останки миллионов людей, погибших не только на полях сражений, но и хладнокровно убитых в ходе геноцида мирного населения.

Можно утверждать, что Беларусь подверглась всем формам геноцида, предусмотренным        Конвенцией         ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (9 декабря 1948 г.).

В ходе расследования уголовного дела изучены руководящие документы гитлеровской Германии, которые возводили зверства по отношениюк        мирному         населению в ранг государственной политики и         освобождали       солдат        от ответственности за данные преступления.

Руководителямитретьего рейха Гиммлером, Герингом и другими открыто объявлялось, что одной из целей войны против Советского Союза является сокращение славянского населения на тридцать миллионов.

 Распоряжением начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии об особых полномочиях войск разрешалось уничтожение мирного населения и обеспечивалась неподсудность военнослужащих за действия по отношению к гражданскому населению.

 Политика гитлеровской Германии предполагала зависимое существование Беларуси под прямым немецким руководством, снабжение группы армий «Центр» фактически за счет грабежа. Часть населения, особенно руководители советских и партийных органов, интеллигенция и все евреи с осени 1941 года подлежали уничтожению.

В дальнейшем территорию Беларуси планировалось заселить немцами и включить в состав нацистской Германии.

Все эти меры планировались еще до начала войны и были частично реализованы на оккупированных территориях.

Политика гитлеровской Германии в отношении советского населения существенно отличалась от поведения в других европейских странах (Франции, Дании, Нидерландах и др.), где поначалу соблюдалась видимость цивилизованности. Советские граждане сразу были объявлены «недочеловеками», к которым допустимо применение любых карательных мер.

В сентябре 1941 года, когда вся территория Беларуси была захвачена немецко-фашистскими войсками, в неволе оказалось более 7 миллионов ее жителей.

Вермахтом и специально созданными командами СС (полиции безопасности) и СД (службы безопасности) уже с первых дней оккупации производилось уничтожение населения. В июле 1941 г. в г.Барановичи Гиммлер провел совещание, на котором было принято решение о проведении масштабной операции по очищению территории Брестской области от «враждебных» элементов.

Массовое уничтожение людей было поставлено на поток, проводились данные злодеяния варварскими методами и средствами: применялись расстрелы и виселицы, газовые камеры и сжигание, голод и распространение эпидемий. Это должно было навести страх, подавить попытки сопротивления оккупационному режиму.

На территории Беларуси были организованы свыше 580 мест принудительного содержания населения, а фактически лагерей смерти, где путем создания невыносимых условий уничтожено значительное количество людей.

Трагическую известность получили такие места массового уничтожения населения, как лагерь смерти «Тростенец» (самый крупный на всей захваченной советской территории, по полученным нами сведениям в нем убито не менее 546 тысяч человек),

Минское гетто (уничтожено не менее 90 тысяч лиц еврейской национальности),

Озаричский лагерь смерти в Гомельской области (убито несколько десятков тысяч человек), концлагерь «Колдычево» в Брестской области (истреблено 22 тысячи человек).

Стандартным сценарием, взятым на вооружение немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками, стало уничтожение деревень вместе с жителями в рамках так называемых «усмирительных» акций.

В ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа устанавливаются многочисленные ранее не известные факты массового уничтожения нацистскими преступниками гражданского населения Беларуси.

Проводится кропотливая работа по фиксации информации, полученной от очевидцев тех событий и их родственников. На настоящее время в ходе предварительного следствия допрошено свыше 16 тысяч человек, более 7,5 тысяч из которых – бывшие узники лагерей смерти.

Следственной группой изучен большой массив архивных документов и тысячи уголовных дел в отношении нацистских преступников. Проведено более 400 осмотров мест происшествий, в ходе которых установлены ранее неизвестные места массовых убийств населения.

В частности,путем анализа различных документов установлено, что в лесном массиве Ченковского лесничества Гомельской области могут быть захоронены останки мирных граждан, убитых оккупантами и их пособниками.

В течение 2021 года при проведении в указанном месте поисковых работ обнаружены и извлечены костные останки около пятисот человек. Причинами смерти являлись огнестрельные ранения, причем выстрелы в голову не редко производились дважды. Тех, кто не умер сразу, добивали гранатами.

Изъято множество предметов, указывающих на уничтожение именно мирных жителей: расчески, женские гребни, зубные щетки, пластмассовые пуговицы, ключи, перочинные ножи и многое другое.

Также установлено и осмотрено одно из мест массового уничтожения мирного населения, которое находится на территории Логойского района Минской области. Выявленная там картина ужасает бесчеловечностью злодеяний.

В ходе проведенного осмотра обнаружены останки более 1 тысячи человек, их личные вещи (расчески, пряжки от ремней, пуговицы, части обуви и много другое), а также пули и гильзы.

Согласно заключению экспертов, возраст погибших составляет от 4 до 70 лет. Исходя из характера ранений можно утверждать, что в момент расстрела часть людей положили лицом, а других – поставили на колени и убили выстрелом в затылок.

Даже на опытных прокуроров и следователей произвел тяжелое впечатление вид останков матерей, прижимающих к груди младенцев.

Похожая картина обнаружена следственной группой и в Бешенковичском районе, где в ходе поисковых работ из земли подняты останки не менее 80 людей, большинство из которых – женщины и дети. Извлечены многочисленные фрагменты обуви, в том числе детской, пуговицы, расчески, а также патроны и гильзы, причем некоторые из них имелась эмблема SS в виде двух характерных молний.

Расследованием устанавливаются обстоятельства массовых сожжений населенных пунктов, которые нередко производились вместе с их жителями.

         Путем допросов и изучения архивных документов получены сведения о сожжении еще порядка 1 300 ранее неизвестных сел и деревень.

В рамках деятельности межведомственной комиссии по увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа,созданной по инициативе Генеральной прокуратуры, при участии прокуратур областей и местных исполнительно-распорядительных органов, а также иных организаций осуществляетсяобустройство мест погребения и перезахоронение обнаруженных в ходе расследования останков жертв геноцида.

Также прокуратурой инициировано присвоение местам уничтожения мирного населения специального правового статуса «историко-мемориального места погребения».

Полученные в ходе расследования уголовного дела доказательства позволяют утверждать, что масштабы трагедии белорусского народа значительно больше, чем предполагалось ранее.

Установлено, что в годы нацистской оккупации на территории Беларуси: убито не менее 3 миллионов мирных граждан и военнопленных, или каждый третий житель Беларуси; угнано в немецкое рабство более 380 тысяч человек, из которых многие погибли от невыносимых условий эксплуатации. Массовый характер носил и угон на принудительные работы детей. Имели место случаи использования детей в качестве доноров крови;

разрушено свыше 200 городов, в том числе такие крупные как Минск, Гомель, Витебск, Полоцк, Орша, Борисов, Слуцк; сожжено более 10,5 тысяч сел и деревень.

В геноциде мирного населения принимали участие не только немецко-фашистские захватчики, но и их европейские союзники из Италии, Румынии, Венгрии, Франции, Словакии и Финляндии, а также пособники из числа украинских, польских, литовских, латвийских, эстонских и других коллаборационистских и националистических формирований.

В проведении карательных акций против советских граждан на территории Беларуси также участвовали воинские подразделения из Австрии и Чехии, входившие в состав Третьего рейха.

Только одним 12-м литовским полицейским батальоном в 1941 году на территории Минской области убито более 10 тысяч мирных граждан.

Отметился зверствами сформированный из жителей Литвы вспомогательный полицейский батальон под командованием Антанаса Импулявичюса, известного под прозвищем «Минский мясник».

Этот батальон совместно с иными формированиями в феврале-марте 1943 года уничтожил 387 населенных пунктов, убив более 13 тысяч мирных жителей, свыше 7 тысяч жителей они насильно вывезли на принудительные работы в Германию и другие страны. Население одного только Освейского района Витебской области, насчитывавшее к началу войны 21 тысячу человек, сократилось к моменту освобождения от немецко-фашистской оккупации до 8 тысяч человек, то есть более чем на 60%.

Во многих карательных операциях принимали участие латышские и украинские полицейские батальоны, также отличавшиеся особой жестокостью.

Имена некоторых живых преступников известны и они, пользуясь защитой иностранных государств, скрываются от правосудия. Несмотря на это, прокуратура будет добиваться привлечения их к уголовной ответственности.

К настоящему времени следствие располагает информацией о местах нахождения не менее чем 400 таких лиц В ходе расследования уголовного дела Генеральной прокуратурой направлено свыше 80 просьб об оказании правовой помощи в десятки государств, в том числе о допросах лиц, которые входили в состав карательных батальонов (в Литву, Латвию, Канаду, США, Великобританию, Аргентину, Бразилию, Австралию и др.)

Вместе с тем, просьбы об оказании правовой помощи по уголовному делу были проигнорированы рядом государств.

Так, в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь из Генеральной прокуратуры Латвийской Республики поступил отказ в исполнении поручения, аргументированный мотивами государственной безопасности государства.

Фактически политические элиты Литвы и Латвии уклоняются от конструктивного диалога и сотрудничества в вопросе восстановления исторической справедливости и укрывают военных преступников.

Наряду с предварительным следствием ведется планомерная информационная, образовательная и воспитательная работа, а также нормотворческая деятельность.

Так, в мае 2021 года по инициативе Генеральной прокуратуры принят Закон «О недопущении реабилитации нацизма», направленный на предотвращение всех форм и проявлений нацизма, оправдания его доктрины и практики, героизации нацистских преступников и их пособников.

Также по инициативе прокуратуры разработан и в январе текущего года принят Закон «О геноциде белорусского народа», которым предусмотрено юридическое признание геноцида белорусского народа и одновременно установлена уголовная ответственность за его отрицание.

Принятые акты – это правовой барьер на пути попыток фальсификации событий и итогов Великой Отечественной войны.

Текущий год в Беларуси Указом Президента Республики Беларусь объявлен Годом исторической памяти.

Информационное ядро мероприятий по увековечению памяти о жертвах геноцида сформировано на основании материалов расследуемого Генеральной прокуратурой уголовного дела:

в музеях и библиотеках городов и сел созданы экспозиции, посвященные памяти жертв геноцида, а также тематические литературные секции; реформируются образовательные программы в учреждениях образования всех уровней; дан импульс новым научным, архивно-исследовательским и поисковым работам.

Под редакцией Генеральной прокуратуры опубликован сборник информационно-аналитических материалов и документов «Геноцид белорусского народа».

В конце 2022 года на основании результатов расследования уголовного дела подготовлено издание «Геноцид белорусского народа. Лагеря смерти», в котором представлены новые и ранее неизвестные широкой общественности сведения о лагерях смерти на территории БССР в период оккупации.

Прокуратурой во взаимодействии с государственным унитарным предприятием «Национальное кадастровое агентство» на публичной кадастровой карте Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет подготовлен и опубликован общедоступный пространственный слой, на который по состоянию на январь 2023 года нанесено более 8,5 тыс. сожженных населенных пунктов с указанием их географических координат и кратким описанием, что составляет свыше 83 % от общего количества установленных.

В январе 2022 года опубликован пространственный слой о местоположении лагерей смерти на оккупированной территории БССР в годы Великой Отечественной войны.

В ходе расследования проводится работа установлению причиненного ущерба народному хозяйству, инфраструктуре, культурному наследию от целенаправленной политики уничтожения народов Беларуси, который значительно больше, чем установлен в послевоенное время чрезвычайными комиссиями.

В период оккупации осуществлялось тотальное изъятие и отправка в Германию продовольствия, сырья, промышленной продукции и оборудования, а также музейных экспонатов, произведений искусства, памятников культуры.

В рамках созданной по инициативе Генеральной прокуратуры на уровне Правительства межведомственной рабочей группы заканчивается работа по расчету ущерба, причиненного в годы Великой Отечественной войны.

         Жители советской Беларуси массово отказывались сотрудничать с гитлеровским режимом. На службу к немцам шли немногочисленные предатели.

Бело-красно-белая символика, изображения «погони» стали использоваться для обозначения белорусской национальной принадлежности в среде добровольных помощников нацистского режима, в том числе в вооруженных формированиях, участвовавших в карательных операциях.

В 2020 году Беларусь вновь столкнулась с проявлениями экстремизма и терроризма под нацистской символикой.

Организаторами массовых беспорядков использовались методы нацистской Германии, в том числе по сбору сведений о личных данных представителей органов власти и управления, их близких. Участникам массовых беспорядков было обещано освобождение от ответственности и оказание различной помощи в этом.

Как и в годы Великой Отечественной войны распространение получила «помощь» из-за рубежа, где сегодня скрываются все лидеры так называемого «протеста» и откуда ведется информационная война против нашей страны.

Оценивая произошедшие события - фактически имела место организованная рядом западных стран попытка государственного переворота, смены власти насильственным путем с использованием экстремистских элементов.

Большое внимание в ходе расследования уголовного дела Генеральная прокуратура уделяет информированию общественности о тех доказательствах, которые были установлены предварительным следствием. Для этих целей мы активно взаимодействуем со средствами массовой информации, а также публикуем на официальных ресурсах ведомства видеодопросы живых свидетелей тех событий.

Расследование геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны является данью памяти погибшим, способствует установлению и сохранению исторической справедливости, служит реализации антифашистского принципа: «Никогда больше!».

ГЕНОЦИД - ОДНО ИЗ САМЫХ ОТВРАТИТЕЛЬНЫХ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

  

  

 

 

Медико-социальные последствия пьянства и алкоголизма,
меры по их предупреждению и преодолению в Минской области.

Проблема пьянства и алкоголизма продолжает оставаться одной из самых социально значимых и актуальных. Это негативное явление причиняет огромный материальный и нравственный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Пьянство и алкоголизм по масштабам своего распространения, величине экономических и нравственных потерь представляют самую серьезную угрозу демографической безопасности, стабильности развития государства, благополучию нации.

Спирт этиловый (этанол, алкоголь) – вещество, которое содержится в алкогольных (спиртных), слабоалкогольных напитках и пиве и является причиной большей части вредных последствий от их употребления вне зависимости от того, в виде каких спиртных напитков этанол поступает в организм: вино, пиво, крепкий алкоголь или другая алкогольная продукция.

Во многих частях мира употребление алкогольных напитков на различных встречах и приемах является общепринятой практикой. Тем не менее, в связи с опьяняющими, токсическими и вызывающими зависимость свойствами алкоголя его потребление может оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье и иметь негативные социальные последствия.

Принято выделять три группы основных медико-социальных последствий, связанных с потреблением алкоголя.

  1. Последствия для общества (дорожно-транспортные происшествия, совершение административных правонарушений, преступлений, несчастные случаи, снижение производительности труда, прогулы, экономический ущерб, связанный с расходами на лечение, пособиями, охраной правопорядка и другие).
  2. Последствия для близких пьющего человека (конфликты в семье, невыполнение семейных, родительских обязанностей, тяжелое материальное положение, признание детей находящимися в социально-опасном положении или нуждающимися в государственной защите, лишение родительских прав и другое, экономический ущерб, связанный с расходами домохозяйств на приобретение алкоголя).
  3. Последствия для пьющего, включающие последствия разового неумеренного потребления алкоголя, такие как нарушения поведения (потеря самоконтроля, агрессивность и другие), а также нарушения здоровья (отравление алкоголем, развитие цирроза печени, рака, сердечно-сосудистых заболеваний, поражение поджелудочной железы, суициды, гибель на пожарах, дорожно-транспортные и иные травмы и другие заболевания).

Заболеваемость, связанная с чрезмерным употреблением алкоголя, относится к наиболее актуальным проблемам здравоохранения, так как она наносит огромный ущерб здоровью населения.

Общие факты, которые должен знать каждый о потреблении алкоголя и здоровье:

алкоголь изменяет мысли, суждения, принятие решений и поведение;

употребление алкоголя приводит к увеличению риска травматизации и смерти в результате ДТП, пожара, утопления, падения, иных происшествий;

употребление алкоголя женщинами, планирующими беременность и беременными, даже в небольших дозах представляет риск для развивающегося плода в течение всего периода беременности;

употребление алкоголя приводит к нарушению кровообращения, сердечно-сосудистым заболеваниям;

употребление алкоголя, даже в небольших количествах, является одной из причин некоторых типов рака;

употребление алкоголя, особенно чрезмерное употребление, ослабляет иммунную систему и таким образом снижает возможность организма противостоять инфекционным заболеваниям и как значительно повышает риск заболеть туберкулезом или другими инфекционными заболеваниями;

употребление алкоголя является причиной нарушения функций печени, поджелудочной железы и других органов пищеварительной системы и как следствие развитие таких болезней как цирроз, панкреатит, гастрит;

алкоголь оказывает кратковременное и долговременное воздействие практически на каждый орган тела, потребление алкоголя относится к числу важнейших факторов риска, приводящих к развитию многих заболеваний и ухудшению их прогноза. Употребление алкоголя является причинным фактором более чем 200 нарушений здоровья, связанных с болезнями и травмами;

Количество потребляемого алкоголя напрямую определяет вероятность развития алкогольных проблем для здоровья человека.

В целом, данные свидетельствуют о том, что не существует «безопасного уровня потребления алкоголя» - фактически риск нанесения вреда здоровью увеличивается с каждым выпитым бокалом.

Для подсчета количества употребляемого алкоголя применяется такая единица подсчета как стандартная единица (доза) алкоголя или порция алкоголя.

Одна стандартная порция – количество алкогольного напитка, содержащее 10 мл этанола 100 %, то есть примерно:

250 мл пива 5% крепости;

125-150 мл сухого вина (9-11%);

70 мл крепленого вина (18%);

25-30 мл крепких напитков (40%).

Для расчета количества порций алкоголя в спиртном напитке необходимо умножить объем напитка в литрах на его крепость и на переводной коэффициент 0,789.

Всемирная организация здравоохранения не рекомендует употреблять алкоголь следующим категориям людей:

беременным женщинам;

несовершеннолетним;

людям, имеющим хронические заболевания;

людям, чьи ближайшие родственники больны алкоголизмом;

людям, имеющим зависимость от наркотических и ненаркотических веществ;

лицам с неустойчивой психикой.

Для остальных людей дозы алкоголя разбиты на три группы – по уровню риска развития отрицательных последствий, который представляет для организма соответствующая доза алкоголя: низкий уровень риска; опасный уровень риска; вредный уровень риска.

Низкий уровень риска для здоровья (алкоголь не оказывает выраженного отрицательного воздействия на здоровье): употребление не более 2-х стандартных порций алкоголя в день с наличием двух трезвых дней в неделю.

Опасный уровень риска для здоровья (алкоголь может нанести организму серьезный вред. Если уровень потребления находится в этих пределах, значит, человек в опасной зоне, и стоит подумать над снижением дозы до меньших значений): употребление более 2-х стандартных порций алкоголя в день, но меньше количества, характерного для вредного уровня риска.

Вредный уровень риска для здоровья (алкоголь гарантированно приведет к серьезным проблемам со здоровьем, в том числе психическим (включая развитие алкоголизма). Если уровень потребления алкоголя ближе всего к данным показателям, человек находится в зоне максимальной угрозы: необходимо срочно снизить количество употребляемого алкоголя):

для мужчин: более 6 порций в день (60 мл этанола) или более 35 порций (350 мл этанола) в неделю.

для женщин: более 5 порций в день (50 мл этанола) или более 28 порций в неделю (280 мл этанола).

По состоянию на 01.04.2023 в Минской области под наркологическим наблюдением находилось 22 947 лиц (или 1565,5 на 100 тыс. населения), страдающих синдромом зависимости от алкоголя (хроническим алкоголизмом), и 11 580 лиц (790 на 100 тыс. населения), употребляющих алкоголь с вредными последствиями.

Работа по профилактике пьянства и алкоголизма на территории Минской области проводится в рамках выполнения Плана мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» в Минской области на 2021-2023 годы, подпрограммы 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021-2025 годы. Мероприятия по профилактике пьянства и алкоголизма проводятся межведомственно.

Проводимая в Минской области профилактическая работа позволила снизить негативные последствия от пьянства и алкоголизма. Так, например, за 1 квартал 2023 года в связи с улучшением наркологическое наблюдение было прекращено в отношении 380 человек, страдающего синдромом зависимости от алкоголя (хроническим алкоголизмом), и в отношении 1499 человек, употребляющих алкоголь с вредными последствиями.

Одним из способов профилактики развития вредных последствий от злоупотребления алкоголем является своевременное обращение граждан, употребляющих алкоголь, за наркологической помощью к врачам-специалистам.

Наркологическая помощь - специализированная медицинская помощь, включающая в себя медицинскую профилактику, диагностику, лечение наркологических расстройств и медицинскую реабилитацию пациентов, имеющих наркологические расстройства (расстройства, вызванные употреблением алкоголя или других психоактивных веществ).

Наркологическая помощь может оказываться на районном, межрайонном, областном и республиканском уровнях.

В большинстве случаев наркологическая помощь начинается с консультации врача-психиатра-нарколога наркологической службы (врач-нарколог). Любой гражданин может обратиться на консультацию к врачу-наркологу. Первичная консультация врача-нарколога помогает:

узнать об особенностях вредного употребления алкоголя и других психоактивных веществ, особенностях алкоголизма, наркомании, токсикомании, возможных вариантах помощи;

проанализировать причины проблем, связанных с употреблением алкоголя или других психоактивных веществ;

найти способы избегания рискованного поведения;

разработать конкретный план действий по лечению.

Также, на консультацию к врачу-наркологу могут обратиться граждане из социального окружения лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Консультацию врача-нарколога можно получить в наркологическом кабинете районной поликлиники ЦРБ или в психоневрологическом диспансере Борисовской, Молодечненской, Солигорской ЦРБ.

Информацию о порядке и условиях оказания наркологической помощи, в том числе анонимно, можно получить по месту жительства.

Для жителей Минского района, а также иных жителей Минской области наркологическая помощь областного уровня оказывается в учреждении здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» (г. Минск, ул. П. Бровки, 7, телефон для записи на прием: с 8-00 до 17-00 по будням, +375 (29) 101-73-73, +375 (17) 311-00-99, +375 (29) 899-04-01).

Наркологическая помощь может быть оказана анонимно впорядке, установленном законодательством.

В учреждении здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» работает 29-дневная стационарная программа медицинской реабилитации «Исток» для зависимых от алкоголя, которую жители области могут пройти на бесплатной основе.

В учреждении здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» работает телефонная «линия доверия» (телефон экстренной психологической помощи) для представителей различных уязвимых групп населения:

  • люди, зависимые от алкоголя;
  • люди, употребляющие наркотики;
  • люди, вышедшие из мест лишения свободы, ЛТП;
  • люди, перенесшие насилие,
  • люди, находящиеся в кризисной ситуации и т.д.

Телефоны работают ежедневно, круглосуточно и анонимно:

+375 (17) 311-00-99 (городской)

+375 (29) 899-04-01 (МТС, Viber, Telegram, WhatsApp).

На бесплатной и анонимной «линию доверия» обратившимся окажут психологическую помощь, перенаправят в дружественные сервисные организации, окажут содействие в бесплатной и анонимной консультации профильного специалиста (нарколога, психотерапевта, психолога, и т.д.).

Наркологическая помощь населению района оказывается в соответствии с Протоколами диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств, регламентируется законом «О Здравоохранении», законом «Об оказании психиатрической помощи», инструкцией «О порядке оказания амбулаторной наркологической помощи» и иными законодательными актами РБ.

Ежедневно осуществляется амбулаторный прием пациентов в поликлинике и консультируются пациенты в стационаре. При необходимости осматриваются лица, содержащиеся в ИВС Червенского РОВД. При выездах на сельские врачебные участки оказываются консультативная и методическая помощь медицинским работникам села.

Особое внимание уделяется организации принудительного амбулаторного наблюдения и лечения, а так же обследованию и лечению «обязанных лиц». Пациенты приходят на прием, при необходимости осматриваются на дому. В случае, если поведение пациентов, указанных групп, затрудняет их обследование и лечение, сотрудники РОВД оказывают содействие в доставке пациентов на прием.

На 01.06.2023 г. всего под диспансерным и профилактическим наблюдением находится - 1241 человек, на диспансерном учете – 785 (из них 9 человек состоит с диагнозом: синдром зависимости от сочетанного употребления). Лица, которые находятся под диспансерным наблюдением и пребывают в лечебно – трудовых профилакториях – 66 человек.

Под профилактическим наблюдением находится – 456 человек, (из них - 1 пациент с диагнозом: употребление наркотических веществ с вредными последствиями).

01.06.2023г. число лиц, в отношении которых прикрашено наблюдение – 156 человека (диспансерного наблюдения – 43 человек, профилактического - 113).

Всего под профилактическим и консультативным наблюдением у врача нарколога на 01.06.2023 г. находится - 18 несовершеннолетних: (18 человек с диагнозом - употребление алкоголя).

За 5 месяцев 2023 г. взято на диспансерный учет лиц с синдромом алкогольной зависимости – 18 человека.

За 5 месяцев 2023 года на профилактический учёт взято – 53 человека.

За 5 месяцев 2023 года взято на диспансерный учёт с алкогольным психозом - 1 человек.

           За 5 месяцев 2023 года отправлено в ЛТП по решению Суда Червенского района – 22 человека.

За 5 месяцев 2023 года смертность лиц в диспансерной группе составила - 1 человека.

За 5 месяцев 2023 года оформлено 44 медицинских заключений в ЛТП.

За 5 месяцев 2023 года проведена 61 экспертиза на факт употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических веществ с участием врача специалиста.

За 5 месяцев 2023 года по постановлению следователей Червенского районного отдела следственного комитета врачом психиатром-наркологом проведено 21 медицинских освидетельствований лиц, совершивших преступления, страдающих синдромом зависимости от алкоголя, наркоманией, токсикоманией, к которым могут быть применены принудительные меры безопасности и лечения в соответствии со статьей 107 УК РБ.

           За 5 месяцев 2023 года в полном объеме обследовано 185 человек, состоящих на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога.

           За 5 месяцев 2023 года - 5 пациентов письменно отказались от обследования.

Кол-во лиц, прошедших лечение по поводу алкогольной зависимости всего:

 

67

 

81

в УЗ «Червенская ЦРБ» на базе инфекционного отделения

 

0

 

27

Дневной стационар при поликлинике в

«УЗ Червенская ЦРБ»

 

38

 

23

ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья»

 

27

 

29

УЗ «МОКЦ Психиатрия-наркология» реабилитационное отделение « Исток»

2

2

 

 

 

Сексуальное насилие в отношении детей

В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.

Сотрудниками Червенского РОВД на постоянной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия, направленные на противодействие преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, обороту детской порнографии.

В текущем году на территории Червенского района выявлено 15 преступлений против половой неприкосновенности или свободы несовершеннолетних, по 14 преступлениям установлен подозреваемый.

В настоящее время, с целью недопущения преступных посягательств в отношении несовершеннолетних, у детей необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  • развратные действия (статья 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).

Несколько советов родителям, которые позволят минимизировать риск ребенка стать жертвой педофилии:

  1. Научите ребенка не вступать в разговор с незнакомыми людьми.
  2. Проводите с детьми профилактические беседы по поводу того, что нельзя уходить с незнакомцами.
  3. По возможности не оставляйте ребенка без внимания на детской площадке. В крайнем случае, попросите хорошо знакомых людей приглядеть за ним.
  4. Важно знать, что педофил – это необязательно мужчина. Заманить ребенка может и женщина, и даже другой ребенок. В сознании ребенка необходимо создать понятие «незнакомый человек».
  5. По возможности контролируйте активность ребенка в интернете, круг его общения в социальных сетях.

Червенский РОВД