– специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми, ведущий к истощению их эмоционально – энергических и личностных ресурсов.
Симптомы эмоционального выгорания:
Психофизические симптомы:
Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (синдром хронической усталости);
Ощущение эмоционального и физического истощения;
Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
Резкая потеря или резкое увеличение веса;
Полная или частичная бессоница;
Постоянное заторможенное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
Отдышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы:
Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
Постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» и «я не справлюсь»;
Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как не старайся, все равно ничего не получиться»).
Поведенческие симптомы:
Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
Человек меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
Постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает;
Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
Дистанцированность от сотрудников, администрации, детей, повышение неадекватной критичности.
Стадии эмоционального выгорания:
1. «Медовый месяц». Работник доволен работой. По мере продолжения рабочих стрессов деятельность приносит меньше удовольствия и меньше энергии.
2. «Недостаток топлива». Усталость, апатия, проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования нет интереса. В случае высокой мотивации работник может гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб здоровью.
3. Хронические симптомы. Чрезмерная работа без отдыха («трудоголизм», зависимость – алкоголизм). Загнанность в угол. Нехватка времени.
4. Кризис. Хронические заболевания. Неудовлетворенность качеством и эффективностью жизни.
5. «Пробивание стены». Возможны опасные заболевания. Карьера под угрозой.
Стадии профессионального выгорания:
1 стадия:
Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; Специалист неожиданно замечает: вроде бы пока все нормально, но скучно и пусто на душе;
Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности, возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
2 стадия:
Возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – в начале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем «вспышки раздражения». Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий безопасный для организма уровень.
3 стадия:
Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск, интересы к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Как бороться с эмоциональным выгоранием педагога:
На работе:
1. Профессиональное развитие и самосовершенствование.
2. Определение краткосрочных и долгосрочных целей, жизненных ценностей.
3. Использование тайм-аутов.
4. Позитивное мышление.
5. Избегание ненужной конкуренции.
В общем:
1. Определение своего личного времени и пространства.
2. Проявление чувства любви в отношении своих близких и родных.
3. Овладение приемами саморегуляции.
4.Поддержание хорошей спортивной формы, занятия спортом, водные процедуры.
5. Расслабление, развлечения.
6. Эмоциональное общение. Выплеск своих эмоций.
разгарнуць » / « згарнуць