Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Кастрычнік

МАТЕРИАЛЫ
для членов информационно-пропагандистских групп
Минской области (октябрь 2024 г.)

О мерах по борьбе с коррупцией в Минской области.

Борьба с коррупцией является важнейшим приоритетом политики нашего государства. Концепция национальной безопасности признает коррупцию угрозой и нацеливает все субъекты власти и гражданского общества на эффективное противодействие этому явлению.

В настоящее время в Беларуси сформирована сбалансированная система борьбы с коррупцией, которая основана на национальной модели развития государства и соответствует базовым международным антикоррупционным стандартам.

В сфере борьбы с коррупцией мы следуем таким основополагающим принципам, как обеспечение прозрачности действий и решений государственных органов, обеспечение эффективных контрольных и надзорных процедур, а также неотвратимости ответственности в случае нарушения требований законодательства.

Органами прокуратуры принимаются меры, направленные как на выявление и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений, так и на профилактику их совершения.

За 9 месяцев 2024 г. на территории области выявлено (поставлено на учет) 119 коррупционных преступлений (в аналогичном периоде прошлого года – 292).

Коррупционным проявлениям в той или иной степени подвержены все виды деятельности. Преступления такой категории выявлялись в сферах сельского хозяйства, промышленности, в лесохозяйственной, транспортной деятельности и др.

В структуре коррупционных преступлений преобладают такие преступления, как хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, получение и дача взятки.

Имеют место факты совершения коррупционных преступлений и в сфере государственного управления. Так, обвинительный приговор по ч.4 ст.210 УК постановлен 21.02.2024 судом Солигорского района в отношении главного бухгалтера, который совершил хищение бюджетных средств на сумму свыше 1000 базовых величин.

Не единичны факты совершения коррупционных преступлений должностными лицами организаций, находящихся в ведомственной подчиненности исполнительных и распорядительных органов как районного, так и областного уровня.

К примеру, в указанный период вынесены обвинительные приговоры в отношении заместителя директора по жилищным вопросам ГПУП «Коммунальник» (признан виновным в получении взяток), директора ГУ «ФОЦ Виктория», главного инженера КУП «Бровки Минскзеленстрой», главного государственного ветеринарного инспектора ГУ «Борисовская райветстанция», директора УП «Нарочанский завод напитков», главного бухгалтера ГУ «Несвижская ДЮСШ» (признаны виновными в совершении хищений путем злоупотребления служебными полномочиями), главных зоотехников КСУП «Племенной завод Красная звезда» и ОАО «Рубежевичи» (признаны виновными в превышении служебных полномочий).

По сведениям оперативной статистики, за 9 месяцев 2024 г. в регионе зафиксировано незначительное снижение (со 163 до 160), или на 1,8%, количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, что свидетельствует о необходимости активизации работы по выявлению данной категории преступлений.

В числе совершаемых преступлений преобладают действия, направленные на лоббирование интересов конкретных поставщиков, получение взяток за благоприятное решение различных вопросов при осуществлении экономической деятельности.

Так, приговором суда Столбцовского района от 31.05.2024 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.430 УК директор ОАО «Каганец», который неоднократно получал от директора ООО «Био-Элсон» в качестве взятки денежные средства за благоприятное решение вопросов, связанных с закупкой минеральных удобрений и кормовых дрожжей, а также своевременной оплатой поставленных материальных ценностей.

Органами прокуратуры систематически проводятся проверки, иные проверочные и профилактические мероприятия по вопросам исполнения требований антикоррупционного законодательства в государственных органах, иных организациях.

Так, за 9 месяцев 2024 г. проведено 93 проверки соблюдения антикоррупционного законодательства. По выявленным нарушениям внесено 179 актов прокурорского надзора, по результатам рассмотрения которых 248 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, к административной ответственности – 96 лиц.

По результатам прокурорских проверок соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией возбуждено 19 уголовных дел.

Например, по итогам проведенной прокуратурой Борисовского района (в рамках межведомственной группы) проверки исполнения антикоррупционного законодательства в ГУ «Борисовская райветстанция» прокурором 23.02.2024 возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.210 УК в отношении главного бухгалтера учреждения, которая путем фиктивного трудоустройства своего отца в качестве истопника и ветеринарного санитара, совершила хищение принадлежащих ГУ «Борисовская райветстанция» денежных средств. Приговором суда Борисовского района от 05.07.2024 последняя осуждена по ч.4 ст.210, ч.2 ст.424 УК.

Кроме того, прокурорами выявлено 235 правонарушений антикоррупционного законодательства, в том числе: 18 – антикоррупционных ограничений; 18 – связанных с конфликтом интересов; 142 – создающих условия для коррупции; 1 – коррупционное правонарушение, 56 – связанных с декларированием доходов и имущества.

Результаты надзорной деятельности свидетельствуют о том, что нарушения антикоррупционного законодательства наиболее часто встречаются в сферах исполнения законодательства о закупках.

Так, из 179 актов прокурорского надзора 96 внесены по фактам нарушений законодательства о закупках, по результатам рассмотрения которых 105 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 47 – к административной.

Правонарушения, создающие условия для коррупции, в сфере закупок выявлялись в сельскохозяйственных организациях (Березинский, Вилейский, Воложинский, Клецкий, Копыльский, Любанский, Молодечненский, Мядельский, Пуховичский, Солигорский, Столбцовский районы), также выявлялись в учреждениях образования (Борисовский, Минский, Молодечненский районы), здравоохранения (Борисовский, Логойский, Минский, Молодечненский, Несвижский, Смолевичский, Стародорожский районы), центрах обеспечения деятельности бюджетных организаций (Борисовский, Крупский, Любанский, Минский, Молодечненский, Столбцовский, Стародорожский, Червенский районы), управлениях капитального строительства (Борисовский, Дзержинский, Слуцкий районы и г. Жодино), предприятиях жилищно-коммунального хозяйства (Березинский, Борисовский, Воложинский, Копыльский, Молодечненский, Мядельский, Слуцкий районы), районных исполнительных комитетах (Березинский, Борисовский, Крупский, Смолевичский и Стародорожский районы).

Наиболее типичными нарушениями законодательства, выявляемыми в сфере закупок, являются несоблюдение заказчиком (организатором) требований к содержанию документов, предоставляемых для подготовки предложения, в том числе неустановление предусмотренных требований к участникам, неуказание условий допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок, установление условий применения преференциальной поправки не в соответствии с законодательством; несоблюдение заказчиком (организатором) правил описания предмета государственной закупки и формирования частей (лотов), участниками по которым могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства; нарушение заказчиком (организатором) предусмотренного законодательством порядка выбора процедуры государственных закупок.

За 9 месяцев 2024 г. внесено 55 актов прокурорского надзора с требованием об отмене либо внесении изменений в документацию о закупке в связи с выявлением нарушений законодательства, по результатам которых отменено (изменено) 67 процедур закупок на общую ориентировочную стоимость свыше 17 млн. руб.

По-прежнему прокуратурой области и райгорпрокурорами выявляются нарушения и недостатки в деятельности комиссий по противодействию коррупции (далее – комиссии), созданных в исполкомах и подведомственных организациях, а также в учреждениях, на предприятиях с преобладающей долей собственности государства.

Распространены факты несвоевременного обновления состава комиссий, невыполнения, ненадлежащего выполнения запланированных мероприятий, необеспечения должного уровня подготовки ее заседаний, непринятия конкретных решений с назначением ответственных лиц и установлением определенных сроков их исполнения, отсутствия контроля за их исполнением, несоблюдения процедурных требований в части доведения решений до ее членов и иных заинтересованных лиц и др.

В ходе осуществления надзорной деятельности органами прокуратуры устанавливаются многочисленные нарушения порядка оформления кадровыми службами организаций, предусмотренного законодательством о борьбе с коррупцией обязательства государственного должностного лица. Не искоренены случаи несоблюдения последними установленных в отношении них ограничений, законодательства о декларировании доходов и имущества.

Органами прокуратуры Минской области принимаются меры, направленные не только на выявление и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений, но и на профилактику их совершения.

Так, за 9 месяцев 2024 г. проведено 296 выступлений в трудовых коллективах, учреждениях, государственных органах с лекциями, беседами по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства, разъяснения ответственности за совершения коррупционных преступлений и правонарушений. В средствах массовой информации опубликовано 69 статей по обозначенным вопросам, осуществлено 33 выступления в СМИ с устной информацией (в том числе по радио).

В целях профилактики совершения коррупционных правонарушений должностным лицам прокурорами объявлено 12 официальных предупреждений.

Отдельное внимание прокуратурой области уделяется вопросам обучения руководителей государственных органов, их заместителей, государственных гражданских служащих, иных должностных лиц положениям Закона республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и иных нормативных актов в сфере борьбы коррупцией, поскольку они устанавливают правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлены на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, а также на обеспечение эффективной деятельности государственных органов, организаций и их должностных лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.

Прокуратура Минской области

 

 

О соблюдении требований антикоррупционного законодательства

Прокуратурой района в текущем периоде 2024 г. уделялось особое внимание соблюдению требований антикоррупционного законодательства.

В вышеуказанном периоде проведено 4 проверки названного законодательства, по результатам которых внесено 2 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 3 лица, к административной – 1, вынесено 1 предписание, принесен 1 протест.

По результатам проверок выявлено 4 коррупционные правонарушения, из них: связанных с конфликтов интересов – 1; создающих условия для коррупции – 1; связанных с декларированием доходов и имущества – 2.

В силу ст.9 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 №305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией), организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.

Вместе с тем, деятельность комиссий по противодействию коррупции, созданных на предприятиях не всегда является эффективной, имеется недостатки в планировании работы.

Одной из мер, направленных на обеспечение финансового контроля, является обязанность по декларированию государственными должностными лицами доходов и имущества в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Частью 1 ст.26 Закона о борьбе с коррупцией предусмотрено, что обязательному декларированию подлежат доходы, полученные в течение календарного года от источников в Республике Беларусь, а также от источников за пределами Республики Беларусь.

В ходе проверок установлены случаи указания в декларации о доходах и имуществе сведений о фактически полученной сумме дохода вместо общей начисленной суммы, что предусмотрено подстрочным примечанием <5> к декларации о доходах и имуществе, форма которой утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2016 №19.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.32 Закона о борьбе с коррупцией государственные органы, иные организации, должностные лица, в которые (которым) представляются декларации о доходах и имуществе, осуществляют контроль за соблюдением порядка декларирования, в том числе за полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе, представляемых в соответствии с настоящей главой, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Проверка и хранение деклараций о доходах и имуществе, представляемых в соответствии с настоящей главой, осуществляются в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Из п.3 Положения о порядке проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2016 №19 «О декларировании доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц» (далее – Положение) следует, что при приеме декларации о доходах и имуществе работник кадровой службы государственного органа обязан помимо прочего проверить заполнение в декларации о доходах и имуществе всех реквизитов, соответствие данных, указанных в декларации о доходах и имуществе, документам (их копиям), представленным обязанным лицом, а также наличие в ней подписи обязанного лица, а в случае установления фактов незаполнения в декларации о доходах и имуществе всех реквизитов либо несоответствия данных, указанных в декларации о доходах и имуществе, документам (их копиям), представленным обязанным лицом, а также при отсутствии в ней подписи обязанного лица вернуть декларацию о доходах и имуществе для устранения недостатков.

Однако ответственными лицами не во всех случаях декларации о доходах и имуществе должным образом проверяются и для устранения недостатков не возвращаются.

Имели место факты непредставления деклараций о доходах и имуществе, что противоречит требованиям ч.2, 13 ст.32 Закона о борьбе с коррупцией от 15.07.2015 №305-З «О борьбе с коррупцией», в соответствии с которой государственные служащие обязаны ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе в государственные органы, в которых они занимают государственные должности. Наряду с указанными лицами также обязаны ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе в порядке, установленном настоящей статьей, их супруг (супруга), а также совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство.

Согласно ч.14 ст.32 Закона о борьбе с коррупцией декларации о доходах и имуществе представляются ежегодно до 1 марта.

Непредставление в установленный законодательством срок декларации о доходах и имуществе лицом, обязанным в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией представлять такую декларацию влечет административную ответственность по ст. 24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.